Признание европротокола недействительным

Содержание

Как оспорить европротокол при ДТП: примеры из судебной практики

Признание европротокола недействительным

Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 28 ноября 2020. Время чтения 10 мин.

Pixabay @viktorpugno6

Для оспаривания европротокола отводится 3 года. В это время можно обжаловать свою вину, отказ страховщиков в выплате, сумму выплат.

В любом случае, иск подают второй стороне, но алгоритм действий выбирают в зависимости от причины обращения.

Так, при неактуальности полиса взыскивают ущерб с виновника, а при отказе в выплате страховой, нехватке денег на ремонт – оспаривают действительность протокола.

Европротокол упростил жизнь не только сотрудникам ГИБДД, но и рядовым участникам аварий. Двусторонний договор призван снизить количество вызовов ГАИ на места ДТП и ускорить процесс компенсации убытков. Но на практике оказалось, что первые выводы, зафиксированные в соглашении, бывают ошибочными.

Можно ли обжаловать документ и как это сделать? Чтобы оспорить европротокол при ДТП, нужно обращаться в полицию или суд? Каковы шансы на успех и не принесёт ли процесс дополнительные убытки? Обратимся к законодательству и практике, чтобы найти ответы.

7 основных фактов

При оспаривании соглашения нужно учитывать:

  1. Ключевое условие для составления извещения о дорожном происшествии без вызова сотрудников ГИБДД – отсутствие разногласий между участниками аварии.
  2. Европротокол может быть признан недействительным при существенном нарушении сторонами законодательства на момент его составления.
  3. Лимит выплат по извещению – 400 тыс. руб., если у водителей нет разногласий, и 100 тыс. руб. – при наличии таковых или фиксации происшествия без применения онлайн-приложений.
  4. Для истребования убытков, выходящих за пределы этой суммы, нужно обжаловать протокол, а не предъявлять претензии виновнику происшествия сверх лимита.
  5. При отказе в выплатах страховщиком по соглашению пострадавшей стороне придётся предъявлять требования виновнику аварии.
  6. В сложившейся ситуации важно выбрать правильный алгоритм и следовать ему.
  7. Если у виновника закончился срок действия полиса, нужно не оспаривать европротокол, а взыскивать ущерб с него напрямую.

Причины для обжалования

Оформление аварии без участия сотрудников ГИБДД допустимо сторонами на условиях, оговоренных в ст. 11 ФЗ ФЗ № 40 «Об ОСАГО». Их воля должна быть выражена свободно, без угроз и манипуляций. Законодатель призывает тщательно взвесить все «за» и «против» перед оформлением документа водителями.

freepik.com/kwangmoop

Составление европротокола возможно при одновременном соблюдении ряда условий:

  • в ДТП участвовало два ТС, вред причинён только имуществу;
  • оба владельца автомобилей имеют актуальные страховые полисы, оформленные в соответствии с законодательством;
  • максимальная сумма выплаты не превысит 400 тыс. руб.;
  • у сторон нет сомнений относительно виновника ДТП.

От редактора! С 1 ноября 2020 г. появилась возможность фиксировать и передавать данные об аварии через мобильное приложение «Помощник ОСАГО», независимо от места происшествия.

До этого эксперимент проводился на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, а также работало приложение «ДТП.Европротокол». Именно при оформлении случившегося онлайн с прикреплением фото или видеоматериалов предусмотрена максимальная страховка – 400 тыс. руб.

Если протокол составляют на бумажном носителе, лимит остался прежний – 100 тыс. руб.

«Большой плюс приложения в том, что его можно использовать для выполнения фотосъемки транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также некорректируемой передачи этих изображений в АИС ОСАГО, откуда она поступает в страховую компанию. Кроме того приложение дает подсказки о том, какие действия нужно выполнить»

Владимир Гончаров, адвокат. Источник: КП

От редактора! Даже если виновник не согласен с выводами пострадавшего, можно составить европротокол, если у автомобилиста установлена спутниковая система ГЛОНАСС или есть мобильное приложение, которое позволяет зафиксировать произошедшее без участия ГИБДД. Отсутствие разногласий участников ДТП исключено из правил ПП № 1414 от 28.11.2018. Но сумма компенсации в этом случае не может превышать 100 тыс. руб.

Есть три основные причины для обжалования соглашения:

  1. Ущерб превысил 400 тыс. руб. или 100 тыс. руб. – при оформлении на бумаге или наличии разногласий.
  2. Страховая компания отказала в выплатах по формальным основаниям.
  3. Вторая сторона, взявшая на себя вину в ДТП, передумала и желает привлечь другого участника к ответственности.

Важно! Если стороны оформили аварию в упрощённом порядке, лимит выплат страховщика составляет 400 тыс. руб., в отдельных случаях – 100 тыс. руб., что оговорено ст. 7 ФЗ № 40 «Об ОСАГО». Иные суммы с него и виновника происшествия пострадавший требовать не вправе.

Профильное Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.

2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в нескольких пунктах коснулось интересующей нас темы.

Однако в этом документе не упоминается принципиальная возможность или запрет на признание европротокола недействительным. До выполнения дальнейших действий важно понять, чего вы хотите добиться.

От редактора! Так как в закон «Об ОСАГО» ежегодно вносят правки, в том числе в части европротокола, нужно перед подачей претензии или иска изучить актуальную версию на момент ДТП. Желательно заручиться юридической поддержкой, чтобы учесть все особенности.

Выплат не хватает для ремонта

Нужно обжаловать протокол, так как страховщик и причинитель вреда не несут ответственность при ущербе свыше 400 тыс. руб. Придётся подавать исковое заявление к виновнику происшествия по общим правилам производства.

Заключение об оценке вреда является ключевым доказательством убытков. Предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора, то есть второй стороне нужно предложить добровольно компенсировать ущерб. Если этого не произошло – можно идти в суд.

Страховая компания усматривает нарушения

Бланк может пострадать в результате посторонних воздействий, порой стороны забывают учинить подпись в отведённых графах. При обращении за выплатами может обнаружиться, что полис одного из участников происшествия просрочен. Способ и порядок защиты права зависят от того, какие конкретно нарушения допущены. Но чаще всего нужно обращаться с исковым заявлением к причинителю вреда.

От редактора! Раннее страховые пользовались уловкой – виновника «ловили» на мелкой ошибке, когда тот не передавал европротокол в течение 5 дней, и обязывали возместить ущерб за свой счет в порядке регресса, как будто у него не было оформлено ОСАГО. Пп. «ж» п. 1 ст. 14 ФЗ № 40 утратил силу в мае 2019 г. Теперь страховщики не могут отказывать в выплате по этому основанию.

«Не знаю, кто был инициатором этих поправок, но нужно поставить памятник. Инцидентов такого рода было много, и для страховых такая практика была, безусловно, выгодна»

Лев Воропаев, автоюрист

Не согласен с виновностью в ДТП

После анализа обстоятельств аварии один из участников приходит к выводу, что она произошла не из-за его действий. Это самый сложный путь, поскольку для взыскания убытков придётся доказывать виновность второй стороны. В этом случае, наряду с признанием соглашения недействительным, необходимо заявлять о компенсации ущерба.

В 2017 г. в Постановление Пленума ВС, регулирующее вопрос, собирались внести отметку о возможности признания европротокола недействительным. В окончательной редакции ссылку удалили, но «между строк» лазейку оставили. Верный способ подвергнуть сомнению европротокол – найти процессуальные изъяны. Допустим, у второй стороны не было полиса ОСАГО, в аварии участвовали 3 автомобиля.

«При составлении извещения, нужно быть предельно осторожным и выполнять все рекомендации, предусмотренные законом об ОСАГО. Если возникают сомнения, что самостоятельно вы не сможете справиться с составлением европротокола, либо не можете определить ущерб, то вызывайте специалистов — аварийного комиссара, авто-эксперта и т.п. В крайнем случае, всегда имеете право вызвать сотрудников ГИБДД»

Владимир Гончаров, адвокат. Источник: КП

Есть ли срок исковой давности

Обращение в суд должно произойти в течение определённого периода времени. По спорам такой категории давность для подачи иска составляет 3 года. Если же пропуск допущен по уважительным причинам, необходимо обратиться в суд с заявлением о восстановлении срока.

Порядок обжалования

Действия зависят от сложившейся ситуации. Соглашение участников ДТП закрывает некоторые возможности урегулирования спора. К примеру, если у пострадавшего водителя есть ОСАГО, а у виновника отсутствует, то при оформлении происшествия с участием ГИБДД потерпевший может рассчитывать на выплаты из РСА. Если же подписан европротокол, придётся обращаться напрямую к причинителю вреда.

  • При отсутствии актуального полиса.

Страховая компания откажет в выплатах на основании того, что в базе данных документ, указанный в соглашении участников ДТП, не значится. Необходимо оценить ущерб, после чего – направить виновнику происшествия претензию. Если в добровольном порядке он откажется от выплат, подают заявление в суд.

freepik.com/bell_ka_pang

По общему правилу, учреждение определяют по месту жительства ответчика. К иску прилагают документы, подтверждающие факт ДТП, стоимость ущерба, другие обстоятельства, подлежащие доказыванию. До подачи оплачивают госпошлину. Общий срок рассмотрения заявления – 2 месяца.

  • При нехватке страховки на ремонт.

Практика сложилась таким образом, что недостающую сумму нельзя получить ни со страховой, ни с виновника аварии. Но лазейка есть: подать иск о признании соглашения недействительным и взыскании вреда. Причём ущерб должен подтверждаться документально.

Здесь есть два варианта: обратиться за недостающими средствами сразу или после выполнения ремонта за свои деньги. В дальнейшем сумма, выходящая за рамки 400 тыс. руб., взыскивается с виновника аварии. Порядок такой же: сначала претензия, а если нет её удовлетворения – исковое заявление по месту жительства ответчика.

От редактора! Тот же алгоритм действует, если протокол оформлен без онлайн фиксации, то есть в пределах 100 тыс. руб. Пострадавшая сторона вправе требовать большую сумму на ремонт, но только при подтверждении ущерба.

Рекомендуем обращаться в суд без соблюдения претензионного порядка. Исковое заявление должно содержать два требования:

  1. Признать европротокол недействительным.
  2. Взыскать ущерб.

Кроме подтверждения вреда, нужно обосновать, почему именно второй водитель несёт ответственность за аварию.

freepik.com/stockernumber2

Это самая трудная ситуация, где без юридической помощи не обойтись. Не исключено, что для определения виновности потребуется проведение следственного эксперимента. И хотя ГПК обозначен 2-месячный срок для рассмотрения спора, на практике в этот период суды не укладываются. С учётом обжалований и опротестования, следует морально подготовиться к затяжной эпопее в год и дольше.

Актуально! Как в суде оспорить независимую экспертизу по аварии.

Изучаем практику

Так как возможность оформления ДТП без вызова ГИБДД имеется уже несколько лет, наработана богатая база примеров. Они повторяют алгоритмы, описанные выше. Соответственно, при несоблюдении порядка в удовлетворении требований суды отказывают.

Примечание! На момент рассмотрения дел лимит по европротоколу составлял 100 тыс. руб.

Пример 1. Ларионова стала участником дорожно-транспортного происшествия, где вторым водителем был Петухов.

На месте составили соглашение, по которому страховая в выплатах отказала в связи с отсутствием в базе данных полиса, выданного истице.

Вместо урегулирования вопроса с организацией, Ларионова обратилась в суд с заявлением о признании протокола участников ДТП недействительным. Решением районного суда от 14.07.2016 в удовлетворении требований истца отказано.

Пример 2

Источник: https://yakapitalist.ru/finansy/kak-osporit-evroprotokol-pri-dtp/

Регресс по европротоколу: нужно ли виновнику ДТП направлять извещение в страховую, как не платить

Признание европротокола недействительным

Каждый день на дорогах происходят дорожно-транспортные происшествия. Сейчас появилась возможность для участников аварии оформлять Европротокол без участия сотрудников ГИБДД. На первый взгляд, такой подход кажется гораздо проще и удобнее.

Но на самом деле страховые компании рассказывают своим клиентам об этой процедуре далеко не всё. Не каждый водитель знает, что если он вовремя не выполнит свои обязательства, то получит регресс от страховой за непредоставление извещения о ДТП.

Что такое регресс в ОСАГО

Европротокол – это документ, который составляют водители-участники аварии (виновник и потерпевший) без привлечения сотрудников дорожной полиции. Но не во всех ситуациях автовладельцы могут прибегнуть к оформлению Европротокола.

Регресс в ОСАГО – это требования, которые предъявляет страховая компания к виноватому в ДТП водителю. Согласно этим требованиям, водитель должен возместить всю сумму денежных средств, которую компания выплатила потерпевшей стороне. Регресс выдвигается виновнику в том случае, если тот нарушил любой подпункт п.1 ст.14 ФЗ №40 “Об ОСАГО”.

Самый распространённый пример этой ситуации: если виновник ДТП не направил в указанный срок страховщику извещение по Европротоколу за ДТП. Изначально страховая компания компенсирует ущерб потерпевшему водителю, а позже выдвинет регресс виновнику аварии, и эта сумма будет взыскана с него.

Обратите внимание! По правилам регресса,в первую очередь страховщик фактически должен компенсировать убытки потерпевшей стороне. Взыскивать эту сумму с виновника ДТП он сможет только в судебном порядке.

За что чаще всего взыскивают регресс по Европротоколу

Чаще всего страховая компания требует возместить ущерб по ОСАГО с Европротоколом по таким основаниям:

  • если водитель заполнил извещение, но не успел передать его страховой компании в пятидневный срок после дорожно-транспортного происшествия;
  • если последующие 15 дней после ДТП виноватый в нем водитель занялся ремонтом авто или его утилизацией;
  • если требование страховой относительно предоставления машины на осмотр в течение 5 рабочих дней не было удовлетворено.

Пренебрежение именно этими правилами и позволяет страховщику требовать регресс с лица, которое спровоцировало аварию.

Виновник не направил вовремя извещение о ДТП страховщику

Если виновник ДТП не успевает за 5 рабочих дней сообщить страховой фирме об аварии, то компенсировать ущерб другому водителю он будет самостоятельно.

Если для оформления аварии выбран Европротокол, то после его заполнения, в соответствии с подпунктом «ж» ст.

14 Федерального закона «Об ОСАГО» и правил ОСАГО, виновник аварии может лично посетить офис страховой и отдать им уведомление. Также можно отправить личный экземпляр факсом или заказным письмом.

Некоторые страховые компании в своей работе используют не самые честные и гуманные методы, для того, чтобы возмещение ущерба легло на плечи виновника ДТП. Они пользуются неопытностью людей и их незнанием законов.

Например, если водитель вовремя оформил Европротокол, виновник за 5-дневный период приносит в страховую извещение, специалисты снимают копию документа, а оригинал возвращают на руки водителю.

В этом случае будет считаться, что автовладелец не отправил Европротокол и не оповестил свою СК.

Также страховые фирмы могут применять другие методы, чтобы снять с себя финансовую ответственность, в том числе:

  • отказ в принятии документов по необъективным причинам;
  • не всегда ставят отметки о принятии документации, в результате чего очень часто эти документы теряются в дальнейшем;
  • если документ отправлен был файлом через интернет или по почте, представители организации могут говорить, что письмо было пустым или они вовсе его не получали.

Важно! Даже если у всех участников аварии услугу страхования представляет одна и та же компания, виновник ДТП должен лично известить её о случившемся, предоставив собственный экземпляр в отведенный срок.

Непредоставление автомобиля на осмотр

Каждый участник ДТП, согласно Федеральному закону «Об ОСАГО», должен предоставить на осмотр собственный автомобиль в пятидневный срок, если этого требует страховая компания. Этот срок может быть изменён, если достигнуто взаимное согласование сторон. Это требование СК отправляет каждому клиенту по почте.

Ремонт или утилизация поврежденного автомобиля в течение 15 дней

По закону «Об ОСАГО», виноватый в аварии водитель не имеет права восстанавливать состояние своего автомобиля ранее, чем в пятнадцатидневный срок с момента происшествия.

Если он нарушит это условие, установленное законодательством, то он будет компенсировать страховой компании ту сумму, которую та выплатила потерпевшей стороне.

Это правило распространяется не только на виновника ДТП, но и на остальных его участников.

Самостоятельно проводить ремонт и модернизацию можно спустя 15 суток после дорожно-транспортного происшествия. Если у водителя есть страховка ОСАГО, то лучше дождаться официальной экспертизы.

Если страховой агент не спешит уведомить клиента о предстоящем осмотре, то можно обращаться в независимые организации для оценки состояния авто.

В этом случае у водителя будет страховка на случай того, если кто-либо из других сторон решит оспорить этот момент.

Что делать виновнику ДТП после составления Европротокола

Иногда при оформлении ДТП может присутствовать аварийный комиссар. По возможности он будет пытаться забрать извещение у всех автовладельцев, чтобы передать их в страховую компанию. В целом, это вполне нормальное явление.

Но иногда после такого извещения виновнику ДТП приходит регресс по Европротоколу. Случается это из-за того, что аварийные комиссары могут быть сотрудниками страховых организаций.

Поэтому все их действия будут направлены на удовлетворение интересов страховой.

Также нет гарантии того, что аварийный комиссар в нужные сроки доставит документы в пункт назначения, не потеряет их. В любом случае, доказать правоту водителя будет очень сложно, ему придётся возместить ущерб, как показывает судебная практика.

Поэтому не стоит сразу доверять аварийному комиссару, так как избежать регресса может быть очень сложно после такого сотрудничества. Но есть варианты и безопасного общения с аварийным комиссаром:

  • отдавать ему документацию нужно при третьих лицах;
  • можно создавать фото и видео в качестве доказательной базы, они не запрещены;
  • можно попросить комиссара оформить расписку.

Как правильно сдавать извещение

Как не платить регресс по Европротоколу, знает каждый ответственный водитель. Поэтому большинство из них будет стараться отнести грамотно заполненный бланк в офис страховой компании лично.

При сдаче извещения, на экземпляре представитель страховой ставит:

  • печать;
  • входящий номер;
  • дату принятия документа;
  • данные принимающей стороны (инициалы и должность).

Это станет гарантией того, что Европротокол в страховую был сдан, чтобы компания не подала в суд.

Также водители могут воспользоваться услугой отправки по почте Европротокола, отправить его в СК можно заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в обязательном порядке нужно делать опись вложения.

Найти почтовый адрес СК каждый водитель сможет в своём полисе ОСАГО.

До завершения разбирательства нужно сохранять все документы, бумаги и квитанции от страховщика, опись вложения будет служить подтверждением того, что вы передали страховой компании всю необходимую документацию.

Экспертиза авто

Экспертиза авто – это обязательное условие при возникновении страхового случая. Срок оценки будет зависеть от сложности исследования и множества других факторов. Экспертное исследование обычно длится до 10 дней. Длительность судебной экспертизы может быть в 3 раза больше – до 1 месяца.

Особенности взыскания по регрессу с виновника

Виновнику аварии может быть назначен регресс не только потому, что он не успел вовремя предоставить документы в страховую компанию, но также и при таких условиях:

  • если автовладелец умышленно нанес вред второму участнику аварии, его жизни и здоровью;
  • если во время управления автомобилем виновник находился в стадии алкогольного или наркотического опьянения;
  • если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО;
  • если автовладелец, виновный в ДТП, неправомерно сел за руль;
  • когда водитель скрылся с места аварии;
  • период страхования не совпадает с тем, в котором использовалось авто.

Обратите внимание! Когда речь идет о всех автомобилях, которые занимаются перевозками людей, при возникновении аварии может быть назначен регресс, если просрочена диагностическая карта авто.

Размер материальной ответственности виновного определяется после оценки ущерба от ДТП.

Как оспорить требование по регрессу

Если страховая требует возместить пострадавшей стороне все затраты на ремонт и восстановление автомобиля, это не значит, что виновник аварии обязан всё выплачивать.

Этот документ является досудебной претензией. Виновник ДТП может подать обратное исковое заявление на СК, если не считает её действия законными.

К этому нужно юридически подготовиться и собрать всю подтверждающую документацию.

Таким образом, чтобы избежать регресса по Европротоколу, нужно внимательно подходить к оформлению документов, в течении 5-ти рабочих дней сообщить СК об аварии, причем, доставить извещение о ДТП лучше самостоятельно, предоставить авто на осмотр в пятидневный срок, а также не приступать к ремонту автомобиля в течении 15 дней после аварии.Регресс по европротоколу: нужно ли виновнику ДТП направлять извещение в страховую, как не платить

Источник: https://gidpostrahoe.ru/avto/osago/esli-vinovnik-dtp-ne-napravil-strakhovschiku-izveschenie-evroprotokol.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/gidpostrahovke/regress-po-evroprotokolu-nujno-li-vinovniku-dtp-napravliat-izvescenie-v-strahovuiu-kak-ne-platit-5e246773ee5a8a120532d0a2

В каких случаях европротокол будет недействительным?

Признание европротокола недействительным

Оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД приобретает все большую популярность.

Получается столкнулись вы на дороге, видите, что ущерб небольшой и что бы не ждать инспекторов ГИБДД и не создавать пробку, вы по обоюдному согласию со вторым участником ДТП принимаете решение оформить ДТП заполнив Европротокол на месте и обойтись без помощи ГИБДД, ведь это быстро да и удобно. В итоге, вы заполняете протокол и разъезжаетесь за 20-30 минут, далее обращаетесь в страховую и получаете выплаты.

Все казалось бы красиво и хорошо, но на практике, возникает огромное множество нюансов, из за которых, ваш протокол могут признать недействительным в страховой компании и отказать вам в выплате.

Сегодня мы поговорим, в каких же ситуациях Европротокол могут признать неверным и отказать вам в выплате, а так же о том, что делать вам потерпевшему, что бы не попасть в досадную ситуацию.

Обо всем этом читайте ниже.

В каких ситуациях не нужно оформлять европротокол?

  1. Если водитель второго транспортного средства ведет себя агрессивно;
  2. Если у вас имеются подозрения, что виновник ДТП находится в состоянии алкогольного опьянения;
  3. Если второй участник ДТП отказывается подписывать Европротокол;
  4. Если у участников ДТП есть разногласия по поводу перечня и характера причиненных автомобилям повреждений;
  5. Если в ДТП участвовало более 2 автомобилей;
  6. Если ущерб причинен другому имуществу, кроме двух столкнувшихся автомобилей. К примеру пострадал остановочный комплекс, ветофор, дорожный знак и т.д.;
  7. Если вы считаете, что ущерб причинный вашему автомобилю будет более 50000 руб. и превысит лимит выплат по Европротоколу;
  8. Если причинен вред здоровью водителям автомобилей, пассажирам или пешеходам;
  9. Если у одного из участников ДТП нет действующего полиса ОСАГО, или срок его действия истек, либо есть подозрения, что один из полисов поддельный;
  10. Крое того, даже если у виновника есть действующий полис ОСАГО, данный полис должен быть оформлен на имя виновника, или виновник обязательно должен быть вписан в данный полис, если данное условие не соблюдено, то оформлять Европротокол нет смысла;

Если страховая предъявляет регрессные требования по Европротоколу?

Во всех вышеперечисленных случаях, согласно правилам ОСАГОЮ запрещено оформлять Европротокол. Если имеют место хотя бы одна из вышеперечисленных причин, то вызываем сотрудников ГИБДД и оформляем ДТП с их участием, других вариантов нет.

Плюсы и минусы оформления ДТП по Европротоколу

В каких случаях европротокол могут признать недействительным и отказать вам в выплате?

  1. Если Европротокол подписан только с одной стороны. По правилам его обязательно необходимо подписать виновнику и потерпевшему как с лицевой, так и с обратной стороны. Обратите на то, что на лицевой стороне необходимо поставить 2 подписи как в пункте 15 так и в пункте 18 и виновнику и пострадавшему.

    Если не выполнить данное условии, то Европротокол будет считаться недействительным. То есть для того, что бы протокол был действительным, то вам необходимо поставить 3 подписи, 2 на лицевой стороне и одну на оборотной. Бывает, что виновник умышленно не ставить одну подпись, а потом не выходит на связь с потерпевшим, либо просто забывает поставить подпись.

    Обязательно возьмите номер телефона у виновника ДТП и в случае выявления каких либо неточностей, связывайтесь с ним в урегулируйте данные вопросы;

  2. Если информацию в Европротоколе невозможно прочитать, к примеру на него попала вода и чернила размокли, появились разводы, чернила расплылись и информацию в невозможно распознать.

    Поэтому протокол рекомендуют заполнять шариковой ручкой, во первых даже если на протокол попадет вода, то она не расплывется, а во вторых, при заполнении шариковой ручкой получается четкий отпечаток на втором экземпляре протокола.

    Не допускайте попадания на протокол жидкости и заполняйте его шариковой ручкой;

  3. Необходимо, чтобы полисы ОСАГО у обоих водителей были действительны и не поддельные, если позже выяснится, что полис одного из водителей (к примеру виновника) был поддельный, то в выплате по Европротоколу страховая откажет, так как один поддельный или просроченный полис, это равно нет полиса у одного из участников ДТП, а согласно правилам оформления по Европротоколу, у обоих участников ДТП должен быть действующий полис ОСАГО. В такой ситуации протокол будет считаться недействительным и в выплате вам откажут;
  4. Если данные внесенные в Европротокол имеют разногласия между собой. Это означает, что водители транпортных средств не пришли к согласию и характер и перечень повреждений вызвал у обоих водителей разногласия, а если это произошло, то оформлять ДТП по протоколу запрещено. Однако если все же водители оформили Европротокол и информация была внесена с наличием разногласий, то такой Европротокол считается недействительным и страховая имеет право отказать вам в выплате, так как имеются разногласия между участниками ДТП. Для того, чтобы не попасть в такую ситуацию, вам необходимо вместе с виновником ДТП обсудить перед заполнением протокола, как и при каких обстоятельствах произошло ДТП, так же согласовать перечень повреждений и только после того, как вы пришли к согласию, внимательно заполнить извещение о ДТП;
  5. Если виновник не вписан в полис ОСАГО. К примеру формально полис может быть, он действителен, но оформлен на имя другого человека, к примеру на имя владельца авто, а лицо управляющее автомобилем, не было вписано в полис ОСАГО и получается, что фактически его ответственность виновника ДТП не застрахована по ОСАГО, а это причина отказа в выплате страховой премии и конечно же такой Европротокол признают недействительным и потерпевшему откажут в выплате;
  6. Если не хватает данных в извещении, есть пустые незаполненные графы, тем более на лицевой стороне, которые, ведь на ней указывается самая важная информация, такая как номер полиса, номер авто, номер водительского удостоверения. Внимательно изучите протокол перед тем как его подписать, проверьте не отсутствует ли какая ни будь важная информация и если отсутствует требуйте ее заполнить, а если получаете отказ то вызывайте для оформления ДТП сотрудников ГИБДД, лучше оформить данное ДТП с их участием;
  7. Если неверно указанны какие либо данные. Страховая компания конечно согласно правилам ОСАГО может самостоятельно найти недостающие или неверно указанные данные, но на практике она этого делать не будет, ей проще отказать вам в выплате и признать протокол недействительным. Такое может произойти если виновник не верно укажет номер авто, номер полиса ОСАГО, номер водительского удостоверения. Проверяйте эти данные на месте и если виновник опять же ведет себя как то странно и отказывается вам предоставить для сверки документы, то не оформляйте ДТП по Европротоколу и вызовите сотрудников ГИБДД.

Что делать, что бы не попасть в неприятную ситуацию и как действовать при оформлении ДТП без участия инспекторов ГИБДД?

Во первых, ситуации когда виновники ДТП намеренно вносят в протокол неверные данные случаются все чаще.

Хочу вам посоветовать, проверяйте все данные которые вносит на лицевую сторону Европротокола виновник, берите у него документы на авто, водительское удостоверение, полис ОСАГО и начинайте проверять.

Начните с номера автомобиля, далее проверьте номер полиса, номер водительского удостоверения.

Если виновник ДТП отказывается предоставить вам документы после заполнения протокола для того, чтобы вы проверили достоверность данных, то откажитесь от Европротокола, и вызывайте сотрудников ГИБДД, скорее всего вас пытаются обмануть. Не поддавайтесь на уговоры, что все будет нормально и ни чего он не соврал, вызывайте инспекторов и все, ведь есть вероятность, что у него и документов нет.

Обязательно фиксируйте факт ДТП на видеокамеру встроенную в телефон, снимайте как можно больше элементов, снимайте автомобили так, что было видно регистрационные знаки и можно было определить их местоположение на дороге. Так же запечатлейте в кадр все, что относится в ДТП, осколки, тормозные пути.

Если были очевидцы, то запишите их данные, конечно с предварительного согласия.

Обязательно приберегите запись с видеорегистратора если такая у вас имеется, а если кто то ехал позади вас и запечатлел ваше ДТП на видеорегистратор, то так же возьмите у данного человека контактные данные (чтобы потом он мог вам передать видео ДТП), если конечно такой человек найдется, обычно люди по возможности предлагают такую помощь, она особенно неоценима, если у вас нет своего регистратора.

записи вам понадобятся в случае, если к примеру виновник все же внесет неверные данные в протокол и страховая вам откажет в выплате и на основании видео вы сможете все же доказать факт ДТП и виновник не сможет отвертеться, что ничего не было.

Ведь даже если он внесет неверные данные, у вас на руках будет запись, на которой запечатлен его авто при ДТП, на котором видны номера. Таким образом вы все же сможете доказать, что ДТП было, доказать кто виновник и привлечь его к ответственности.

Наличие видео и фото это конечно не гарантия того, что вы все сможете доказать, но это хотя бы серьезная зацепка и весомый аргумент вашу пользу, без видео вы вообще вряд ли, что то докажете, по крайней мере сделать это будет практически нереально.

Но я думаю, что когда виновник ДТП увидит, что вы все зафиксировали на видео и фото камеру, он вряд ли будет стараться уйти от ответственности и вносить в протокол неверные данные или оставлять незаполненные поля.

Но лучше все же проверить данные, так как не исключены простые ошибки. Так же попросите виновника, что бы он заполнил протокол печатным разборчивым шрифтом.

Выводы из статьи!

Как мы с вами убедились, Европротокол не такой простой документ, как может показаться на первый взгляд. Его заполнение требует определенных знаний, а именно тонкостей, не учтя которые, можно попасть в очень не приятную ситуацию и в итоге остаться без выплат.

Обязательно помните о советах их моей статьи, когда вы будете оформлять ДТП без участия сотрудников ГИБДД по протоколу. Проверяйте все данные которые вносит в протокол виновник ДТП, обязательно зафиксируйте ДТП на видео камеру или сфотографируйте, найдите очевидцев и запишите их контактные данные.

Знание таких простых советов поможет вам и не даст обвести вас вокруг пальца.

Знайте ваши права. Желаю вам удачи!

Источник: https://yurist174.ru/autopravo/dtp/v-kakih-sluchayah-evroprotokol-budet

В каких случаях европротокол могут признать недействительным

Признание европротокола недействительным

4 ноября, 2019

Возможность оформить Европротокол, не дожидаясь приезда инспектора ГИБДД, довольно заманчива: водителям нужно лишь договориться между собой, заполнить бланк — и своевременно направить его страховщику.

Однако иногда, даже при формальном соблюдении условий Федерального закона №40-ФЗ, такой документ не будет иметь юридической силы. В каких случаях Европротокол будет недействительным и как избежать ошибки — в следующей статье.

Немного теории

Составление протокола по европейскому стандарту допускается при соблюдении следующих условий, предусмотренных статьёй 11.1 упомянутого федерального закона:

  • нет других пострадавших, кроме двух водителей, которые и оформляют документ;
  • оба они вовремя оформили страховой полис, и на момент инцидента он продолжает действовать;
  • нанесённый пострадавшему ущерб не превышает 100 тысяч рублей — по предварительной оценке.

И самое главное: оба участника согласны на оформление аварии в упрощённом порядке, готовы внести сведения в бланк и поставить под ними свои подписи. Если все эти требования выполняются, скорее всего, не возникнет проблем и с получением компенсации от страховщика.

Скачать бланк Европротокола

Когда нужно вызывать инспектора

Не стоит настаивать на оформлении Европротокола, если существует хотя бы одно из перечисленных ниже препятствий:

  1. Вторая сторона переговоров проявляет агрессию, выдвигает дополнительные условия или просто выражает отказ участвовать в процессе. Убеждать водителя, а тем более давить на него или применять силу, не стоит — лучше решить все вопросы, вызвав ГАИ.
  2. Складывается впечатление, что водитель второй машины находится под воздействием тех или иных опьяняющих/психотропных веществ — от алкоголя до наркотических препаратов.
  3. Во время столкновения были задеты, хотя бы мельком, другие автомобили. В этом случае, несмотря на незначительность повреждений, и их водители будут признаны участниками аварии.
  4. Не сходятся оценки тяжести нанесённого ущерба. Каждый автомобилист имеет право на своё мнение — а заниматься установлением суммы в такой ситуации будут Госавтоинспекция и страховые компании.
  5. При инциденте не были задеты другие машины, но пострадало стороннее имущество — например, принадлежащее государству: разметка, знаки, остановка, семафор и так далее. Вполне логично, что возмещением расходов заинтересуется и третья пострадавшая сторона — а такая ситуация в Европротокол уже не вписывается.
  6. Урон автомобилю нанесён вообще не в результате дорожного происшествия. Так, если один водитель поцарапал машину другого ручным инструментом, причём оба транспортных средства стояли на месте, возмещение ущерба будет проводиться в гражданско-правовом порядке, и Европротокол здесь не поможет.
  7. У одного или обоих водителей нет страхового полиса. Или, если есть, но просроченный. Или, даже если срок действия документа ещё не закончился, автомобилист не внесён в список лиц, которые могут садиться за руль.

Во всех перечисленных случаях не нужно терять время и пытаться договориться со второй стороной инцидента: даже если протокол совместными усилиями всё же будет составлен, страховщик откажется принимать его и легко оспорит действительность бумаги в судебном порядке.

Следует иметь в виду, что и наказания за неправомерное составление документа не предусмотрено. Водителям, не знавшим, что оформлять Европротокол при текущих обстоятельствах нельзя, грозит лишь разочарование от отказа страховой компании и необходимости проходить дополнительные инстанции.

Поскольку обе стороны действовали добросовестно, не подделывая документов и не искажая факты, говорить об административной ответственности или уголовном преследовании не приходится.

Нужная информация:

Признание недействительности

Ошибку лучше предотвратить, чем исправлять. Вовремя отказавшись от незаконного составления протокола, участники аварии сэкономят нервы, время, а может быть — и деньги.

Но если неосторожность уже была допущена, нужно знать, на каких именно основаниях Европротокол может быть признан недействительным. Некоторая их часть логически выводится из статьи 11.

1; другая — из общих положений законодательства.

Страховая откажется платить по направленному документу, если:

  1. Все внесённые сведения или некоторая их часть нечитаемы. Речь идёт не о плохом почерке — хотя, чтобы облегчить задачу проверяющей стороне, заполнять графы рекомендуется печатными буквами, максимально разборчиво. Проблема возникает, когда на бланк попадает жидкость, стираются или выцветают чернила. Полностью предотвратить неприятность невозможно — но, чтобы уменьшить риск, настоятельно рекомендуется отказаться при внесении данных от карандашей и гелевых ручек в пользу более надёжных шариковых. Предпочтительный цвет чернил — чёрный; допускается синий. Использовать яркие и неудобочитаемые оттенки вроде красного и жёлтого не рекомендуется.
  2. На бланках отсутствуют подписи в нужном количестве. В соответствии с формой протокола на лицевой стороне должно находиться по две подписи каждой из сторон — в пунктах 15 и 18. На оборотной — по одной, в самом низу бланка. Документ с «недобором» будет признан недействительным. При этом даже не имеет значения, по какой причине не хватает подписей. Возможно, одна или обе стороны просто забыли расписаться — или в процессе оформления виновник утратил желание решать проблему по Европротоколу. Результат будет одинаков — страховщик откажется принимать документ. К счастью, в этом случае достаточно поставить необходимые подписи постфактум — а чтобы иметь такую возможность, следует на месте происшествия обменяться со второй стороной телефонами, адресами электронной почты и другими контактными данными.
  3. Есть претензии к одному или обоим страховым полисам. Самый очевидный случай — они просрочены или вовсе отсутствуют; тогда рассчитывать на оформление Европротокола не приходится. Но страховщик может поступить другим образом, заявив, что полис поддельный. В такой ситуации придётся или подтверждать действительность страховки в судебном порядке, или разбираться, также в суде, с автомобилистом, представившим недостоверные данные.
  4. Автолюбители расходятся в оценке обстоятельств и вреда. Самый интересный случай: при общем желании составить Европротокол водителям не удаётся достичь согласия в отдельных моментах. Для одного царапина на кузове — глубокая, почти сквозная; для другого — просто незначительный скол краски. Первый автомобилист считает, что виноваты обе стороны инцидента; второй перекладывает всю ответственность на «соперника». Если разногласия носят незначительный характер, легко устранимы или в принципе не влияют на сумму возмещения, заполненный бланк может быть принят; если противоречия существенны — придётся решать вопрос о возмещении через суд.
  5. В документе остались незаполненные пункты. Все графы и разделы должны содержать сведения или прочерки; пустые места оставлять не допускается. Если какой-либо пункт вызывает сомнения или непонятно, как его правильно заполнить, следует позвонить в свою компанию и уточнить детали на месте.
  6. Европротокол содержит неактуальные или неверные сведения. Виновник аварии мог указать устаревшие данные или нарочно ввести вторую сторону в заблуждение. Теоретически проверять информацию должен страховщик, но он может сослаться на невозможность отыскать вторую сторону и отказаться принимать бланк с недостоверными сведениями.
  7. Сумма ущерба превышает 100 тысяч рублей. С одной стороны, водители не обязаны уметь оценивать стоимость каждой детали до копейки; с другой, если автомобиль уничтожен «в ноль», рассчитывать на возмещение по упрощённому протоколу точно не стоит.

Чтобы избежать отказа с почти стопроцентной вероятностью, достаточно следовать простым советам:

  • не стесняться просить у второй стороны инцидента документы, подтверждающие достоверность информации;
  • всегда стараться найти свидетелей столкновения и взять у них контактные данные;
  • уведомлять страховщика о случившемся немедленно по выходе из машины, в идеале — ещё до заполнения бланка;
  • направлять документ в страховую компанию сразу после заполнения, не дожидаясь истечения 15-дневного срока;
  • вне зависимости от наличия видеорегистратора всегда фиксировать обстоятельства на видеокамеру, смартфон или другие доступные устройства;
  • не подписывать Европротокол, если другой водитель не внушает доверия или уже предпринял попытку ввести в заблуждение.

Кроме того, не нужно отказываться от решения вопроса в судебном порядке. Если отказ страховщика неправомерен, необходимо обратиться в суд, а при получении нового отказа — оспорить решение в высшей инстанции, до тех пор, пока справедливость не будет восстановлена.

Уважаемые читатели!

Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – задайте вопрос юристу через форму (внизу), либо через онлайн-чат или закажите обратный звонок через форму онлайн-консультанта и дежурный юрист сам перезвонит вам.

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravoved365.ru/pravo/avtomobilnoe-pravo/v-kakih-sluchajah-evroprotokol-budet-nedejstvitelnym

Как оспорить европротокол при ДТП в 2020 году

Признание европротокола недействительным

Наши читатели задаются вопросом, можно ли в принципе оспорить европротокол при ДТП. Попробуем разобраться с этим вопросом, детализировать основные моменты. Итак, допускается ли такая возможность в принципе, если да, то, как ее реализовать. Что нужно знать водителям, желающим оспорить ранее составленное соглашение.

Общие понятия или что такое европротокол

Под европротоколом понимается упрощенная процедура оформления аварийной ситуации, которая проходит без участия ГИБДД. Водители сами выполняют функции инспекторов, а именно заполняю извещение, рисуют схему, общаются со свидетелями и фиксируют последствия.

Заполненное по стандарту, с соблюдением правил извещение, дает основание на страховую выплату. Но сумма эта ограничена лимитом. На этапе взаимодействия сторонам нужно правильно оценить ущерб. Ведь требовать со страховой компании сумму выше той, что позволяет закон, бессмысленно.

Когда возникает необходимость оспорить европротокол

Желая быстрее оформить аварию, стороны сразу даже не задумываются, как оспорить европротокол. ДТП проходит, настает период восстановления авто, тогда и наступают проблемы. Оказывается, что назначенной страховой компенсации не хватает на покрытие фактических расходов. Что делать, если повторно в страховую фирму, по одному и тому же случаю возвращаться нельзя.

Законом такая ситуация предусмотрена. Сумму фактических расходов, не попавшую в компенсационное возмещение, должен покрыть виновник. Возврат может осуществляться в добровольном, судебном порядке. Пострадавшая сторона обращается изначально ко второму участнику с чеками, актами и просит вернуть средства.

Как правило, мало кто из виновников, соглашается отдавать средства. Аргументируют они это тем, что второй участник знал на какую сумму шел изначально. В таком случае они интересуются возможностями отмены сделки. Давайте разбираться.

Можно ли в принципе оспорить европротокол по ДТП

В принципе такая возможность предусмотрена. Если сделка заключалась с нарушениями, то ее могут признать недействительной. В этом случае аннулируются условия упрощенной процедуры.

Постановление Верховного Суда под номером 2, что датировано 29.01.2015 г, определяет возможность отмены действия европротокола.

Основания для отмены в 2020 году

Иск в отношении европротокола по отмене ранних договоренностей по ДТП может быть подан. Теперь рассмотрим, какие основания предусмотрены для этого законом:

  1. Акт составлен не по правилам:
  • есть исправления, ошибки;
  • отсутствует необходимая информация;
  • нет обязательных реквизитов, например подписи сторон.

На заметку! Отсутствие подписей – одна из распространенных недочетов. На лицевой стороне листа должно быть по две подписи, а с тыльной – по одной.

  1. Распознавание информации с бланка затруднено из-за попадания на нее жидкости, растекания чернил.
  2. Страховой полис у стороны поддельный, недействительный.
  3. Не соблюдены условия, при которых упрощенная процедура могла иметь место:
  • кроме материального урона был физический вред;
  • пострадало имущество третьих лиц;
  • в столкновении участвовало более 2 машин;
  • вред наступил в результате бесконтактного ДТП.
  1. В представленной документации прослеживаются разногласия сторон.
  2. Заполнение бланка происходило под давлением, угрозами или имели место другие неправомерные действия.

Важно! Европротокол подписывается с согласия двух сторон. Если один участник не одобряет какой-то момент, лучше сразу вызывать ГИБДД. Это позволит на корню пресечь возможные проблемы.

Как оспорить сделку, порядок 2020 года

По сути, европротокол – сделка, имевшая место между двумя участниками ДД. К виновной стороне всегда есть материальные претензии, которые за счет него покрывает страховая компания. Пострадавшее лицо подает заявление в свою страховую фирму и получает от нее компенсацию. Далее уже компания сама связывается со страховщиком виновника и вытребует возврат средств.

Компания выполняет обязательства по своему клиенту. Но ситуации, когда виновник не подаст страховщику свой экземпляр извещения, то ему придется возмещать регресс. В таком случае фирма подает в суд на лицо, которое не выполнило обязательные условия договора (не подало вовремя извещение, не предоставили авто для технического осмотра, произвело ремонт ТС в срок до окончания экспертизы).

ГК в части статьи 166 гласит, что обжалование извещения – инициатива, что может исходить от стороны ДТП, интересы которой нарушаются.

Чаще всего инициатором обжалования выступает как раз таки виновная в ДТП сторона. В этом случае должны соблюдаться все требования, заявленные в законе к гражданскому процессу. Составляется иск, представляются доказательства обстоятельств, основание предусмотрено законом (ссылка на законодательную норму).

Процедура:

  1. Сбор доказательной базы, показаний свидетелей.
  2. Составление иска.
  3. Подача ходатайства в арбитражный суд.
  4. Посещение заседаний.
  5. Вынесение решения.

Госпошлины по гражданскому разбирательству не предусмотрено.

Доказательства, что могут быть предоставлены:

  • копия бланка с ошибками;
  • показания свидетелей;
  • медицинское постановление, которое подтверждает травмы вследствие аварии;
  • фото, видеоматериалы;
  • факты, что подтверждают недействительность страхового полиса.

В канцелярию нужно подать сам иск + извещение с места происшествия + все документы по делу (доказательства). Дополнительные бумаги должны идти в качестве приложения к ходатайству, в который вносится список прилагаемых бумаг.

Сроки давности

Обжаловать европротокол можно на протяжении всего срока исковой давности. Это год, если речь идет о признании недействительности. Если признается ничтожность, то срок давности три года. Период отсчета начинается с момента заключения сделки – подписания извещения.

Если протокол составлен правильно и все сведения достоверные

Ситуация, в которой соблюдены все требования к процедуре, бланк был заполнен правильно, вся информация достоверная, то оспаривать нечего. Свое собственное согласие, выраженное подписями, не подлежит обжалованию. Разве что подписание происходило ввиду неосведомлённости о последствиях.

Вторая сторона могла дать заведомо ложные сведения относительно стоимости ремонта. Также оба участника могли не предполагать, что под внешними небольшими повреждениями скрываются серьезные технические проблемы. Есть шансы признать сделку ничтожной в суде.

Заблуждение проявляется в таких обстоятельствах:

  • непонимание в отношении предмета сделки;
  • недостоверная информация в отношении второй стороны;
  • заблуждение в отношении предмета сделки, его характеристик;
  • неверное восприятие обстоятельств (может лицо признанное виновным, на самом деле не является таковым, но его убедили в том).

Ст. 178 ГК определяет, что сделка под воздействием заблуждения может быть признана ничтожной.

Итоги

Наш материал раскрывает общие моменты, основания для оспаривания. Любая ситуация требует проработки, уточнения деталей. Решением нестандартных ситуаций должен заниматься профессионал, который поможет прояснить неоднозначные моменты, найти оптимальный вариант поведения для вашей ситуации.

Источник: https://AvtoPravo24.ru/dtp/mozhno-li-osporit-evroprotokol-pri-dtp.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.