При непрохождении работником медосмотра администрация организации

Содержание

Минздрав РФ поменял правила медосмотров работников

При непрохождении работником медосмотра администрация организации

7 января 2020 года вступил в силу приказ Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н, которым внесены изменения в порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников при поступлении на работу и работе с вредными условиями труда.

Документ пытались изменить огромное количество раз, но проекты так и не превращались в утвержденные приказы. Тем интереснее посмотреть, что же там наменяло ведомство, так долго согласовывавшее поправки.

Перечень вредных и опасных производственных факторов изменений не претерпел. В перечне работ должность стюардессы заменена на должность бортового проводника воздушного судна, а также исправлена старинная опечатка – ссылка на несуществующий подпункт 28. Перечни обязательных анализов и осмотров перенесены из примечаний в самодостаточный пункт документа.

Все остальные изменения касаются самого порядка проведения медосмотров.

1. Главное новшество – при проведении предварительного или периодического осмотра могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года):

– предварительного или периодического осмотра, 

– диспансеризации, 

– иных медицинских осмотров.

Таким образом у работодателей появляется возможность существенно снизить затраты на медицинский осмотр, если работники:

– пройдут диспансеризацию или профилактический медосмотр в поликлинике по месту прикрепления и возьмут на новый медосмотр выписку из своей медкарты;

– работники-совместителю пройдут медосмотр по основному месту работы и возьмут на новый медосмотр результаты предыдущего.

С другой стороны, медцентры, специализирующиеся на медосмотрах, не заинтересованы в снижении их стоимости за счет зачета проведенных в другом месте исследований. Кроме того, для прохождения диспансеризации работнику сначала потребуется предоставить оплачиваемый выходной день. 

И еще один момент – поликлиники не охотно дают медкарты на руки, что также может затруднить прохождение медосмотра с зачетом ранее пройденных исследований. По новым правилам лицо, поступающее на работу, вправе предоставить в медцентр не оригинал карты, а выписку из медицинской карты с результатами диспансеризации.

Для медцентров, специализирующихся на медосмотрах, законодатель оставил право не учитывать результаты ранее проведенных обследований в случае выявления у гражданина симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований.

Кроме того, в целях уточнения диагноза медцентры наделены правом получать необходимую информацию о состоянии здоровья работника с использованием медицинских информационных систем из поликлиники по месту прикрепления.

2.

Второе важное изменение – расширен объем медосмотра для всех обследуемых работников за счет анкетирования, расчета индекса массы тела, измерения артериального давления, определения сердечно-сосудистого риска, измерения внутриглазного давления (последнее – после 40 лет). Подобное изменение сближает медосмотр на работе с диспансеризацией в поликлинике и явно затянет сроки прохождения медосмотра, поскольку увеличивает нагрузку на терапевта.

3. Третье изменения – отменено обязательное оформление паспортов здоровья, которые ранее выдавались на руки работникам.

Теперь работнику выдается на руки выписка из медицинской карты, в которой отражаются заключения врачей-специалистов, результаты лабораторных и иных исследований, заключение по результатам периодического осмотра, а также рекомендации по профилактике и по дальнейшему наблюдению, лечению и медицинской реабилитации. Копия выписки с согласия работника направляется в поликлинику по месту прикрепления.

4. Четвертое – увеличена бумажная работа для медцентров, проводящих медосмотры.

Заключение по результатам предварительного осмотра теперь должно оформляться в четырёх экземплярах (вместо двух), по результатам периодического осмотра – в пяти экземплярах, и направляться в поликлинику по месту прикрепления гражданина.

Заключительный акт составляется в пяти экземплярах и направляется работодателю, в центр профпатологии субъекта РФ, ФСС России, в территориальный орган Роспотребнадзора.

Появилась дополнительная отчетность перед ФСС России – медицинские организации, проводившие периодические осмотры, предоставляют информацию о состоянии здоровья работников, в том числе и о результатах указанных осмотров с письменного согласия работника в ФСС России по письменному запросу. Чтобы выполнить данную правовую норму медцентру потребуется заблаговременно получить соответствующее согласие от работника и оформить экземпляр заключения для ФСС России, либо позаботиться, чтобы работник подписал отказ от предоставления информации в ФСС России.

5. Медосмотры в центрах профпатологии один раз в пять лет с 1 июля 2020 года будут проходить работники с вредными условиями труда (подклассы 3.1-3.4, класс 4) и работники, имеющие стойкие последствия несчастных случаев на производстве.

Работники, имеющие заключения о предварительном диагнозе профессионального заболевания должны направляться в центры профпатологии в течение 1 месяца с момента подозрения на связь заболевания с профессией.

Специалисты центра профпатологии будут выезжать в отдаленные населенные пункты в составе мобильных медицинских бригад.

За юридической помощью Вы можете обратиться к медицинскому юристу Березинскому Вадиму Сергеевичу в профессиональном сообществе  https://.com/medicinskijyurist.  

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/01/13/minzdrav_rf_pomenyal_pravila_medosmotrov_rabotnikov

Кто отвечает за медосмотры в организации

При непрохождении работником медосмотра администрация организации

Вопрос с кадрового форума:

«Коллеги, подскажите, как вы решаете вопрос с медосмотрами? Уже замучалась «бодаться» со специалистом по охране труда, он почему-то считает, что это моя обязанность».

Отвечает Татьяна Самородских:

Могу поделиться своим опытом.

В организации, о которой пойдёт речь, работников на медосмотры не направляли. Изредка этот вопрос поднимался, но мнения были противоречивыми, как и ответы, которые мы получали от различных инстанций, куда обращались за консультацией.

Суть была в том, что организация занималась повышением квалификации взрослых. Поэтому в одном ответе было сказано, что раз мы не работаем с несовершеннолетними, к нам требования о прохождении медосмотра не относятся.

В другом ответе, наоборот, высказывалась точка зрения, что формулировка п.

18 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.

2011 № 302н, предельно конкретизирована: «Работы в образовательных организациях всех типов и видов…», а наша организация была образовательной.

Точку в этом вялотекущем споре поставил инспектор ГИТ после проверки по жалобе работников. И хотя работники жаловались совсем на другое, проверили заодно и охрану труда и вынесли предписание устранить нарушения. Всё-таки инспектор сослался на этот самый п. 18, и перед руководителем встал вопрос организации направления работников на медосмотры.

Предстояло определить виды работ по осуществлению данного процесса и распределить их между должностными лицами.

Основным нормативным актом, которым следует руководствоваться при организации медосмотров, является вышеуказанный приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2011 № 302н.

Работа по данному направлению включает в себя:

1) выбор медицинской организации, заключение договора с ней, обеспечение оплаты, в случае непролонгации договора оформление запроса по передаче медицинских карт работников в другую медицинскую организацию;

2) формирование так называемого списка контингента работников, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов либо выполняющих работы, входящие в Перечень работ, представление его на утверждение руководителю организации, передача в установленных сроки в территориальный орган Роспотребнадзора;

3) разработка поимённого списка работников, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов либо выполняющих работы, входящие в Перечень работ, представление его на утверждение руководителю организации;

4) согласование с медицинской организацией календарного плана проведения периодического медосмотра, передача поимённого списка работников в медицинскую организацию в установленные сроки, ознакомление работников с календарным планом;

5) выдача направлений на предварительные и периодические медосмотры, ведение журнала учёта выдачи направлений;

6) ведение учёта прохождения работниками медосмотров, хранение заключительных актов, выданных по результатам медосмотров.

Это – что нужно делать, дальше предстояло определить, кто должен это делать. Это, как вы понимаете, ключевой момент: никто не хочет брать на себя лишнюю работу. Поэтому мне предстояло изучить ряд нормативно-правовых актов, разработать вариант решения и проявить чудеса дипломатии в беседе с директором

Источник: http://nashtrud.blogspot.com/2018/06/medosmotry-v-organizatsii.html

Онлайн Инспекция – Действия работодателя в случае, если работник отказался пройти периодический медицинский осмотр

При непрохождении работником медосмотра администрация организации

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.

рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал).

Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей  и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1          В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

 2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов. 

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

 3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.  

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи.  В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена. 

 4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

– адрес проживания заявителя;

– фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

– номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда.

Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/).

В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

– электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы. 

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

– регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

– данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

– сведения о своей должности и периоде работы;

– сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

– пояснения к сложившейся ситуации;

материалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

–           игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

–           отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

–           экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

–           коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

–           недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

–           не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

–           не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

–           не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!      

Источник: https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/instruction/230

Не прошел медкомиссию на работе, что делать в этом случае работнику и работодателю, ответственность

При непрохождении работником медосмотра администрация организации

Организации в своей деятельности используют по контракту труд физлиц. В установленных случаях законодательством администрация компании должна направлять этих физлиц на прохождение медосмотра. Допуск работника к осуществлению его обязанностей может происходить только после медкомиссии. Важно знать, если не прошел медкомиссию на работе сотрудник, что делать нужно в этой ситуации.

Обязанность работодателя по организации медобследования сотрудников

Действующие положения нормативных актов закрепляют обязанность работодателя осуществлять медобследование своих работников. Организовывать медкомиссии администрация компании должна осуществлять за счет собственных средств.

При этом данное правило распространяется на предварительные, периодические и внеочередные медосмотры. На время прохождения сотрудниками медобследования за ними происходит сохранение их рабочего места, и осуществляется выплата среднего заработка.

Предварительный осмотр проводится в отношении только поступающих на работу лиц, периодический надо осуществлять в случаях определенных нормами законодательства и проведенной СОУТ.

Внеочередные проводятся либо по инициативе администрации, либо самого работника, если видно, что по состоянию здоровья он не справляется со своими трудовыми обязанностями. Показания к проведению медосмотра также закрепляются на законодательном уровне.

Внимание! Нормы трудового права устанавливают обязанность работника в установленных случаях проходить медобследования. Если работодатель проигнорирует данную обязанность, в отношении его могут применяться меры административной ответственности.

Список лиц, для которых прохождение медосмотра является обязательным, определяется трудовыми нормами:

  • Работники, если им еще не исполнилось 18 лет.
  • Сотрудники, рабочее место которых согласно проведенной СОУТ подвержено влиянию опасных и вредных факторов.
  • Работники пищевой отрасли, организаций общественного питания, предприятия с прямой торговлей.
  • Сотрудники, у которых работа осуществляется с помощью вахтового метода.
  • Работники предприятия, у которых рабочие места находятся под землей.
  • Работник компаний, чья деятельность ведется на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним регионах.
  • Работников вневедомственной охраны.
  • Спортсменов-профессионалов.
  • Работники образовательных учреждений.
  • Работников, связанных с управлением транспорта.

Внимание! Нормы законодательства РФ могут расширять данный список лиц.

Медосмотр представляется собой комплекс процедур, направленных на выявление профессиональных заболеваний работника и предотвращение риска их развития. Его проводят в специализированных медучреждениях.

Для каждой профессии устанавливается срок и частота прохождения медосмотра.

Можно выделить следующие виды медосмотров:

  • Предварительный — проводится в отношении определенных категорий сотрудников в момент их поступления на работу.
  • Периодический — проводится через определенный промежутки времени согласно СОУТ, нормам законодательства и т.д. Для каждой профессии устанавливается периодичность направления работника на медобследования. При этом периодичность медосмотра может устанавливаться законодательством от одного до четырех раз в год. Например, проходить медосмотр работники общественного питания должны 1 раз в год, работники, чье рабочее место находиться под землей – 1 раз в год, персонал, осуществляющий уход за престарелыми и малолетными – 4 раза в год и т.д. Влияют также факторы, воздействующие на рабочее место работника, для них периодичность устанавливается СОУТ.
  • Предрейсовый и послерейсовый медосмотр — осуществляется в отношении работников транспорта в связи с тем, что от состояния их здоровья зависит жизнь и здоровье не только их, но и окружающих людей. Приводиться перед выходом их на смену и после нее. Поэтому их проводят ежедневно.
  • Внеочередной — проводится по инициативе работника или работодателя.

Внимание! Периодичность прохождение определяет срок, когда работник должен быть направлен на медобследование.

В первую очередь необходимо документально зафиксировать возникновение факта, который позволяет произвести отстранение работника.

Это можно сделать путем составления одного из документов:

  1. Объяснительной записки о непрохождении медосмотра;
  2. Отказ в письменной форме от прохождения осмотра;
  3. Больничный, открытый в период медосмотра;
  4. Акт об уклонении от прохождения медосмотра;
  5. Докладная записка руководителя либо ответственного лица;
  6. и т. д.

Составление приказа

На основании имеющихся подтверждающих документов оформляется приказ об отстранении. Специальной формы для него не предусмотрено, поэтому обычно составление производится на фирменном бланке произвольно.

В качестве подтверждающего документа для приказа выступает документ, подтверждающий факт отказа работника от медосмотра. К примеру, запись о выдаче направления на медосмотр.

В документе обязательно должны быть отражены причины отстранения и срок этого действия. Можно указать стандартную фразу «до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения». В то де время, если можно указать конкретную дату, то она должна быть проставлена.

Внимание! В приказе обязательно отражается порядок оплаты труда за указанные дни. Так, зарплата за этот период работнику не начисляется кроме случаев, если работник не смог пройти осмотр по уважительной причине.

Для подтверждения того факта, что работник уведомлен о причинах отстранения его от исполнения трудовых обязанностей, ему необходимо вручить письменное уведомление. Этот документ составляется в свободной форме, обычно для этого используется фирменный бланк.

В уведомлении необходимо отразить:

  • ФИО и должность работника;
  • Информацию о необходимости пройти периодический медосмотр;
  • Дату, с которой работник будет отстранен, если не пройдет его;
  • Указание на лишение зарплаты на период отстранения от работы.

В нижней части бланка необходимо предусмотреть поле, в котором работник проставит дату и подпись в подтверждение получения.

Если работник отказывается получать уведомление, расписываться за него, то необходимо собрать комиссию, в ее присутствии зачитать текст уведомления работнику. Далее составляется акт об отказе, который хранится вместе с бланком уведомления.

Основания для увольнения не прошедшего медосмотр сотрудника

Если работник отстранен от работы по причине не прохождения им периодического медосмотра, и спустя определенное время у работодателя все равно на руках нет заключения медкомиссии, то работника можно уволить по инициативе работодателя согласно п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей)

Если работник по итогам осмотра получил отрицательное заключение, а у работодателя нет подходящего для него места, то трудового соглашение расторгается по инициативе работодателя по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ от перевода на другую работу необходимую из-за медицинского заключения).

Внимание! Если по результатам медосмотра работнику была поставлена инвалидность, вследствие чего он признан полностью негодным к исполнению трудовых обязанностей, то его увольнение проводится по инициативе работодателя согласно п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (признание полностью неспособным к трудовой деятельности согласно медицинского заключения).

Случилось так, что сотрудник не прошел медкомиссию на работе что делать? На практике может быть два варианта развития ситуации.

Работник не явился на медосмотр

Работник был предупрежден работодателем о том, что ему необходимо пройти периодический медосмотр, при этом предупреждение было предоставлено письменно. В назначенный день работник на прохождение осмотра не явился. Работодатель составил акт, в котором зафиксировать факт неявки.

Далее, работнику нужно предоставить доказательства того, что он не пришел по уважительным причинам, и сможет пройти осмотр при первой возможности.

Внимание! Если он не может это сделать, на него накладывается дисциплинарное наказание (выговор, замечание и т. д.). До момента прохождения осмотра работник будет отстранен от работы без сохранения зарплаты.

Если вынесено заключение о том, что работник не может выполнять данную работу по медицинским показаниям, он может сразу же написать заявление с просьбой о переводе его на другое место, которое ему будет подходить. При ее наличии, работодатель по ТК обязан перевести работника.

Перевод может быть временным (до 4-х месяцев) либо постоянным. Если работник не соглашается на перевод, то при временном характере администрация отстраняет его от работы на данный период, при постоянном переводе может произойти увольнение в одностороннем порядке. При увольнении работник получает компенсационные выплаты.

Внимание! Таким образом, если работник не прошел медосмотр и не годен к дальнейшей работе на своем месте, то он может либо согласиться на перевод (при наличии возможности у работодателя), либо увольняться по статье и поискать другое место работы, на котором данная болезнь не будет являться препятствием.

Действующий закон обязывает работодателя проводить периодические медосмотры для определенных категорий работников. Без них администрация не имеет права допускать сотрудников до выполнения работы. Если медосмотр не пройден, то такого работника нужно отстранить до прохождения процедуры. Сотрудник, который даже после отстранения не прошел медосмотр, может быть уволен по статье.

Источник: https://buhproffi.ru/kadry/ne-proshel-medkomissiyu-na-rabote.html

Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 апреля 2020 г. “О проведении медицинских осмотров работников в период действия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции”

При непрохождении работником медосмотра администрация организации

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрены письма Федеральной службы по труду и занятости от 28 марта 2020 г. N 960-ТЗ, от 6 апреля 2020 г. N 1031-ТЗ.

В настоящее время в Минтруд России поступают многочисленные обращения юридических лиц и граждан из различных субъектов Российской Федерации по вопросу проведения обязательных медицинских осмотров работников в период действия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции.

Как следует из обращений, в отдельных субъектах Российской Федерации приняты акты о временном запрете на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров всех категорий работников без учета выполняемых ими работ, что может привести к угрозе жизни и здоровья работников и иных граждан.

В целях обеспечения сохранения жизни и здоровья работников в процессе выполнения трудовых обязанностей, а также иных граждан информируем о следующем.

Пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 2020 г. N 710-р поручено обеспечить временное приостановление проведения исключительно профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения.

Указанные профилактические медицинские осмотры и диспансеризация проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Что касается проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, то этот вопрос урегулирован трудовым законодательством.

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) определены категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с частью 2 статьи 213 Кодекса работники, в том числе, медицинских организаций проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Также в Федеральном законе “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (далее – Федеральный закон N 52-ФЗ) необходимость проведения обязательных медицинских осмотров установлена статьей 34, согласно которой в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры; работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

Предусмотренные статьей 213 Кодекса и статьей 34 Федерального закона N 52-ФЗ медицинские осмотры проводятся в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г.

N 302н “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда”.

Вместе с тем в связи с распространением коронавирусной инфекции и введением ограничений на территории субъектов Российской Федерации до снятия таких ограничений полагаем целесообразным временно приостановить проведение обязательных медицинских осмотров работников за исключением отдельных категорий работников, деятельность которых связана:

– с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;

– с воспитанием и обучением детей;

– с коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

– с работами на высоте;

– с занятостью на рабочих местах с классом условий труда 3.3 и 3.4, установленным по результатам проведения специальной оценки условий труда.

Допуск таких работников к исполнению им трудовых обязанностей в указанный период без прохождения обязательных медицинских осмотров не является нарушением, предусматривающим административное наказание должностных и юридических лиц согласно части 3 статьи 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также следует отметить, что медицинские осмотры отдельных категорий работников в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены), предусмотренные частью 3 статьи 213 Кодекса, проводятся в установленном порядке.

Правительство приостановило проведение профилактических медосмотров. Некоторые регионы при этом приостановили предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры работников.

По мнению Минтруда, это может привести к угрозе жизни и здоровья работников и иных граждан. Предварительные и периодические медосмотры следует сохранить для сотрудников, работа которых связана:

– с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;

– с воспитанием и обучением детей;

– с коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

– с занятостью на рабочих местах с вредными условиями труда классов 3.3 и 3.4.

За отсутствие обязательных медосмотров заводить административные дела не будут.

Медосмотры отдельных категорий работников в начале, а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) проводятся в установленном порядке.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73794338/

Медосмотры сотрудников в условиях пандемии

При непрохождении работником медосмотра администрация организации

Безопасные условия труда для сотрудников сегодня заботят кадровиков особенно сильно. И понятно почему.

Чаще всего под этим сейчас понимают именно требования в связи с коронавирусом: маски, дезинфекция, перегородки, разметка и т. д. Но никто не отменял и базовые правила.

В частности, обязательные медицинские осмотры для сотрудников. Расскажем, что изменилось и добавилось в правилах проведения таких осмотров.

В 2020 году правила проведения медосмотров1  корректировались несколько раз. Ряд поправок внесли в начале года, часть – ​летом. А еще добавили «отсрочку» на случай экстренных ситуаций в будущем. Расскажем, что добавили за последнее время, что изменили и на что HR обратить особое внимание.

Изменения в правилах

Значительные изменения в правилах медосмотров вступили в силу с 7 января 2020 г.2 Теперь при проведении предварительного и периодического осмотров учитываются результаты предыдущего обследования и диспансеризации. Главное – ​чтобы прошло не более 1 года (п. 6.1 Правил мед­осмотров).

Также можно предоставить данные ранней флюорографии, рентгена легких или КТ грудной клетки. А чтобы уточнить диагноз, врачи могут получать информацию о здоровье, используя инфосистему из поликлиники, где обслуживается человек. Заключения по итогам осмотра составляются в нескольких экземплярах, один из них медорганизация должна хранить 50 лет.

Кроме того, теперь результаты осмотра можно передавать в ФСС России, если сотрудник письменно это одобрит.

Большое событие случилось 24 мая. С этого дня стали не нужны медосмотры для сотрудников, которые свыше 50% времени трудятся за компьютерами3 . Требование осталось, только если на рабочем месте превышен допустимый уровень электромагнитного поля.

Наконец, со 2 июня 2020 г.4 законодатели сделали «страховку» на будущее. Теперь при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации проведение периодических медосмотров работодатель может отложить на 6 месяцев. Но перенос запрещен для подклассов вредности 3.

3 и 3.45  и для тех сфер, которые указаны в подп. 14–26 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников 6. В этом списке – ​торговля, сфера питания, транспорт, медицинский персонал, образование и т. д.

Еще несколько изменений вступили в силу с 1 июля 2020 г.7 для тех, кто работает во вредных условиях труда (с классами 3, 4). В частности, первый периодический осмотр проводится при стаже 5 лет именно во вредных условиях, а проводить обследование могут мобильные бригады врачей.

Итог всех изменений и дополнений – ​большое количество вопросов у HR. Давайте рассмотрим самые распространенные ситуации.

Перенос для тех, кто должен быть дома

Недавно мы разбирали один из кейсов. Компания планирует проводить в ноябре периодический осмотр. Однако возникло внезапное препятствие – ​положения указов мэра Москвы8  относительного того, чтобы возрастные сотрудники (65+), беременные женщины9 и люди с хроническими заболеваниями оставались дома. Как проводить осмотр для них и можно ли его перенести?

Отложить осмотр можно на основании Федерального закона от 21.12.1994 № 68‑ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Значение будет иметь факт введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, в т. ч. и региональные нормы, например упомянутые указы мэра Москвы.

При этом для некоторых категорий сотрудников перенос осмотра невозможен, например для работников торговли (о чем мы сказали выше).

А вот что делать, когда работающим пенсионерам предписано оставаться дома, закон не поясняет. Полагаем, что при необходимости надо будет письменно ссылаться на соответствующие указы мэра Москвы.

К тому же работающие пенсионеры могут оформить больничные «карантинные» листы. Поскольку они не работают, то работодателю не нужно проводить медосмотры, а значит, до выхода на работу можно их отложить.

Ответственность за непрохождение осмотра

Логично, что кадровики пытаются понять, кто и как несет ответственность за непрохождение (несвоевременное прохождение) медосмотров, ведь это может «влететь в копеечку». Да, отказ пройти осмотр – ​прямое нарушение.

Соблюдение требований охраны труда – ​обязанность работника (на основании ст. 21 ТК РФ). Значит, неисполнение правил будет считаться нарушением трудовых обязанностей и станет основанием для применения взыскания в соответствии со ст.

 192 ТК РФ.

Однако основное бремя ответственности все равно лежит на работодателе. Если не проводить медосмотры или делать это с опозданием, можно нарваться на административное наказание. Первое нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно ч. 1 ст. 5.

27 КоАП РФ грозит штрафом до 5000 рублей на должностное лицо и до 50 000 рублей – ​на компанию. К тому же могут наказать и по специальному основанию – ​ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП – ​за несоблюдение норм охраны труда и за допуск к работе без медосмотра.

А это – ​штраф до 25 000 рублей руководителю (иному ответственному лицу) и до 130 000 рублей за каждого (!) сотрудника – ​работодателю.

Повторное нарушение приведет к более серьезным последствиям. С учетом ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ должностному лицу грозит штраф до 20 000 рублей или дисквалификация до 3 лет, компании – ​штраф до 70 000 рублей.

А согласно ч. 5 ст. 5.27.1 руководителя ждет штраф до 40 000 рублей или дисквалификация до 3 лет, юрлицо – ​приостановка деятельности или штраф до 200 000 рублей (либо приостановка деятельности на 90 суток).

Кроме того, инспекторы могут решить, что вы не выполнили предписание ГИТ. И на основании ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ должностное лицо ждет штраф до 50 000 рублей (или дисквалификация до 3 лет), а компанию – ​штраф до 200 000 рублей.

Что делать с компьютерами?

Один из самых частых вопросов по медосмотрам связан с работой за компьютером. Если это не является вредным фактором, многие считают, что и обследования теперь не нужны. Не совсем так. Отмена касается только той части, которая связана с работой именно за компьютером.

Когда других факторов для медосмотра на рабочем месте нет – ​он, действительно, больше не нужен. Однако если существуют другие причины для наблюдения у врача, осмотр необходим.

Чтобы разобраться до конца, надо внимательно изучить Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры.

Таким образом, отмена осмотров по «компьютерному фактору» не влияет на всю процедуру в целом. Если, скажем, компания относится к сфере торговли, то посещать врачей также нужно, в том числе и при режиме повышенной готовности.

Так или иначе, тема медосмотров остается одной из самых сложных для работодателей. К тому же новых забот добавил режим удаленной работы. Прием на работу, регулярные осмотры и многие другие процедуры «подвисли». Увы, но законодательство сегодня не успевает за всеми внеплановыми изменениями.

А ответственность с компаний никто не снимал. По сути серьезных компенсирующих мер так и не приняли, если не считать отсрочку с медосмотрами для некоторых организаций.

И чтобы снизить свои риски, кадровикам приходится искать поддержку у внешних экспертов, в том числе в специализированных журналах, а также регулярно писать письма в органы надзора и контроля.

Источник: https://delo-press.ru/journals/staff/prakticheskie-rekomendatsii/56372-medosmotry-sotrudnikov-v-usloviyakh-pandemii/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.