Право на получение медицинской помощи в конституции

Содержание

Основные права пациента в Российской Федерации

Право на получение медицинской помощи в конституции

Ключевым среди таких прав, несомненно, является право на медпомощь. Оно закреплено в ч. 1 ст.

41 Конституции РФ и представляет собой право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Действующая система обязательного медицинского страхования позволяет получать бесплатное лечение и в некоторых частных медорганизациях, поэтому важно понимать, в каких случаях и какие виды медпомощи гражданин может получить бесплатно.

Другие значимые права пациентов российских медучреждений перечислены в ст. 30 Основ законодательства об охране здоровья (далее – Основы). Среди них следующие права:

  • на уважительное и гуманное отношение при получении медпомощи
  • на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медстрахования
  • на проведение по просьбе пациента консилиума и консультаций других специалистов
  • на облегчение боли доступными способами и средствами
  • на сохранение медицинской тайны
  • на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него
  • на информацию о своих правах, обязанностях и состоянии здоровья
  • на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медпомощи
  • на законного представителя для защиты своих прав.

Всеми этими правами пациенты обладают независимо от того, платно или бесплатно они лечатся.

Наиболее важными представляются право пациента на информацию о состоянии своего здоровья и право на возмещение вреда, причиненного некачественным лечением.

Обладая достаточной информацией о своем заболевании и прогнозе его развития, пациент может определиться с выбором медорганизации или врача, принять решение об отказе от медицинского вмешательства и так далее.

Что касается права на возмещение вреда, то оно позволяет если не устранить, то хотя бы частично компенсировать негативные последствия некачественного лечения.

Рассмотрим важнейшие права подробнее.

Право на бесплатную медицинскую помощь

Право на бесплатную медпомощь гарантировано российским законодательством. Как уже говорилось, согласно ст. 41 Конституции РФ граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения.

А статья 20 Основ закрепляет право на медико-социальную помощь, которая включает, в частности, профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера.

Кроме того, с 2011 года действует Закон об обязательном медицинском страховании (далее – Закон об ОМС), который позволяет получать бесплатную медпомощь и в частных организациях по выбору пациента.

Удостоверяет право на получение бесплатной медпомощи полис обязательного медицинского страхования (далее – полис ОМС) [1]. Гражданам России полис ОМС выдается бессрочно. Правом получить полис обладают также проживающие в РФ иностранцы и лица без гражданства.

Если они проживают в России постоянно, то, как и граждане РФ, получают бессрочный полис ОМС. В противном случае срок действия полиса ограничивается сроком действия разрешения на временное проживание.

Аналогичная ситуация с беженцами – они также могут получить полис ОМС, но действовать он будет только на протяжении срока их пребывания в России.

Все перечисленные категории лиц вправе получить полис ОМС независимо от того, работают ли они по трудовому или гражданско-правовому договору или не работают вообще, проходят ли обучение, находятся на пенсии и так далее. В любом случае, все они считаются застрахованными в рамках системы ОМС.

Отметим, что даже если граждане или иные перечисленные лица не выбрали страховую медицинскую организацию или не обратились за получением полиса ОМС, они все равно будут застрахованы и уведомлены впоследствии о необходимости получить полис (п. 19 Правил обязательного медицинского страхования).

В рамках системы ОМС медпомощь оказывают медицинские организации любых форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой.

Это значит, что получить лечение, предъявив полис ОМС, можно будет не только в государственных и муниципальных медучреждениях, но и в некоторых частных клиниках.

Оказывать медпомощь в рамках ОМС будут организации и индивидуальные предприниматели, включенные в специальный реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе ОМС [2]. Решение войти в такой реестр медучреждения и предприниматели принимают добровольно.

Следует учитывать, что внесенные в указанный реестр организации не вправе отказывать застрахованным гражданам в оказании медицинской помощи. Поэтому владелец полиса ОМС может обратиться в любую такую организацию. Более того, в конкретном медучреждении можно самостоятельно выбрать лечащего врача (при его согласии). Для этого нужно подать заявление руководителю организации.

Виды медицинской помощи, которые можно получить бесплатно

Поясним, какую именно медпомощь можно получить, будучи застрахованным в системе ОМС. Обязательное медицинское страхование включает базовую и территориальные программы страхования. Эти программы определяют, при каких заболеваниях и где владелец полиса сможет лечиться бесплатно.

Базовая программа ОМС действует на всей территории России. Предусмотренные ею виды медпомощи обладатель полиса сможет получить бесплатно в любом регионе независимо от регистрации по месту жительства.

В рамках базовой программы граждане имеют право на первичную, скорую и специализированную медпомощь. Виды заболеваний, при наличии которых у больного появляется соответствующее право, перечислены в п. 6 ст. 35 Закона об ОМС [3].

Первичная медпомощь включает лечение наиболее распространенных болезней, а также таких травм, отравлений и других неотложных состояний, которые не требуют срочного медицинского вмешательства. Кроме того, она охватывает профилактику важнейших заболеваний и проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Скорая медпомощь оказывается при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Отметим, что согласно ст. 39 Основ право на бесплатную скорую медпомощь имеют не только граждане РФ, но и все прочие лица, находящиеся на территории России.

Специализированная медпомощь необходима при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий. К этому же виду относится и высокотехнологичная медпомощь.

Направление граждан для получения высокотехнологичной медпомощи осуществляется сейчас на основании решения комиссии органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения. Такое решение принимается на основании обращения пациента или его законного представителя[4]. Отметим, что с 1 января 2015 г.

высокотехнологичная медпомощь будет оказываться за счет средств обязательного медицинского страхования. По-видимому, будут приняты дополнительные правовые акты, конкретизирующие порядок ее оказания.

Территориальные программы ОМС действуют в пределах субъектов РФ. Виды медпомощи, перечисленные в территориальной программе конкретного субъекта РФ, могут получить только лица, которым страховой полис был выдан в этом же регионе. Предполагается, что территориальные программы могут быть шире, чем базовая, по количеству заболеваний, их видам и т.д.

Отметим, что в ст. ст. 41, 42 Основ установлено еще несколько случаев, когда медпомощь может быть оказана безвозмездно. В частности, это возможно при заболеваниях:

  • социально значимых (ВИЧ, гепатит, туберкулез и др.);
  • опасных для окружающих (дифтерия, холера, чума, ВИЧ, туберкулез и др.).

Конкретные меры и объем медпомощи в таких случаях дополнительно устанавливаются подзаконными нормативными актами.

Право на информацию о состоянии здоровья и на сохранение этой информации в тайне

Пациент сможет полноценно реализовать право на получение медпомощи, если будет информирован о состоянии своего здоровья. Российское законодательство предоставляет пациентам право на информацию. Это означает, что любой человек может получить следующие сведения, касающиеся состояния его здоровья:

  • о результатах проведенного обследования;
  • о наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе;
  • о методах лечения и рисках, которые могут им сопутствовать;
  • о возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях;
  • о результатах проведенного лечения.

За этой информацией следует обратиться к лечащему врачу. Впрочем, необходимые сведения может предоставить также заведующий отделением лечебно-профилактического учреждения или любые другие специалисты, принимающие непосредственное участие в обследовании и лечении. Отметим, что гражданин вправе получить не только устную консультацию, но и копии медицинских документов.

О неблагоприятных прогнозах развития заболевания врачи должны сообщать в деликатной форме.

В большинстве случаев сведения о состоянии здоровья сообщаются пациенту лично. Однако иногда могут быть проинформированы не сами пациенты, а их законные представители (родители, опекуны, попечители). Это касается, в частности, следующих категорий пациентов:

  • детей в возрасте до 15 лет;
  • больных наркоманией несовершеннолетних в возрасте до 16 лет;
  • недееспособных граждан.

Отметим, что возможность получать информацию о своем здоровье – это право, но не обязанность граждан.

Поэтому если пациент не хочет знать, какой ему поставлен диагноз или как протекает заболевание, то принудительно сообщать ему об этом нельзя.

Пациент вправе запретить сообщать ему или членам его семьи такие сведения. Более того, он может назначить доверенное лицо, которому эти сведения будут передаваться.

Вся информация о состоянии здоровья пациента является врачебной тайной – ее нельзя разглашать или передавать третьим лицам. Исключения из этого правила перечислены в ст. 61 Основ.

Ответственность за некачественное лечение

К сожалению, нередки случаи, когда в результате оказания медицинской помощи пациенту причиняется дополнительный вред.

Законодательство закрепляет право пациентов на возмещение такого вреда, в частности, в подп. 11 ч. 1 ст. 30, ст. ст. 66 и 68 Основ.

Эти положения определяют, что обязанность возместить ущерб возникает у виновного лица при причинении вреда здоровью пациента или в случае его смерти.

Отметим, что право на возмещение вреда у пациента возникает, если указанные события наступили из-за недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей. Возмещение вреда происходит в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Пострадавший может потребовать возмещения утраченного заработка, расходов на лечение и других дополнительных расходов (ст. 1084 ГК РФ). Также он имеет право на возмещение морального вреда. Если некачественное лечение повлекло смерть пациента, то право на возмещение получают его иждивенцы (ст.

1088 ГК РФ).

В случае если медработник, в результате действий которого был причинен вред, является сотрудником медицинской организации, то требовать возмещения вреда можно с такой организации (ст. 1068 ГК РФ).

Безусловно, можно попытаться получить возмещение без обращения в суд, предъявив письменную претензию в медорганизацию.

Однако, скорее всего, результата это не даст, поэтому потребуется подать исковое заявление в суд по месту нахождения медорганизации либо по месту жительства пострадавшего (ст. 28, п. 5 ст. 29 ГПК РФ).

Если медпомощь была оказана в рамках ОМС, применяются также положения Закона об ОМС. Согласно этим положениям медицинская страховая и медицинская организации должны возместить вред, причиненный неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по предоставлению медпомощи (п.п. 8 и 9 ч. 1 ст. 16 Закона об ОМС).

Стоит отметить, что ответственность медицинской страховой организации может наступить и в связи с нарушениями, непосредственно не связанными с лечением. Например, это возможно, если по требованию гражданина не был выдан страховой полис или не предоставлена нужная информация, в результате чего он не мог получить медпомощь и ему был причинен ущерб.

Что касается медицинской организации, действующей в системе ОМС, то она должна будет возместить ущерб, причиненный владельцу полиса, обратившемуся за медпомощью в эту организацию. В частности, такая обязанность появится у организации в случаях, если медпомощь оказана некачественно или вообще не предоставлена либо лечение нанесло дополнительный вред пациенту.

В указанных ситуациях, согласно правилам Гражданского кодекса РФ, подлежит возмещению и моральный вред.

Помимо гражданско-правовой ответственности, то есть возмещения ущерба, медицинские и фармацевтические работники в соответствии с действующим законодательством могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Например, уголовная ответственность наступает за неоказание помощи больному, а также за причинение смерти или вреда здоровью по неосторожности (гл. 16 УК РФ).

Документы:

Источник: https://www.zdorovieinfo.ru/staty_asocialny_vopros/staty_obschie_pravovye_voprosy/osnovnye-prava-pacienta-v-rossijskoj-federacii/

Конституционное право на медицинское обслуживание: виды и формы помощи

Право на получение медицинской помощи в конституции

Согласно Всеобщей декларации прав человека, каждый имеет право на необходимый для поддержания нормального состояния здоровья медицинский уход. Статья с аналогичным содержанием имеется и в Конституции РФ. Разберем, каким образом регламентируется право на мед помощь и как это право реализуется.

Право на медицинскую помощь

Согласно статье 18 ФЗ № 323-ФЗ, каждый человек обладает неотъемлемым правом на получение квалифицированной медицинской помощи.

Помощь можно получить бесплатно по Базовой программе ОМС, предъявив полис обязательного медицинского страхования. При этом пациент может рассчитывать не только на то, что помощь будет оказана специалистами, обладающими необходимой квалификацией, но и на гуманное и уважительное отношение со стороны медицинских работников.

Важно! Если право на оказание помощи было нарушено, пациент имеет право предъявить жалобу либо руководителю лечебно-профилактического учреждения, либо другому должностному лицу.

Гарантии и права на медицинскую помощь в отраслевом законе

В сфере охраны здоровья законы должны базироваться прежде всего на Конституции РФ. Нормативы об охране здоровья содержатся в федеральных законах и других документах. При этом прописанные нормы не могут входить в противоречие с Конституцией и с Всеобщей Декларацией Прав Человека.

Главные принципы охраны здоровья следующие:

  • права каждого гражданина в области здравоохранения должны соблюдаться во всех обстоятельствах;
  • право ребенка на медицинское обслуживание является приоритетным для государства;
  • интересы пациента при оказании помощи всегда в приоритете;
  • в случае утраты здоровья (временной или постоянной) гражданину гарантируется социальная защита;
  • медпомощь должна быть доступной, качественной и бесплатной;
  • медицинские работники обязаны соблюдать врачебную тайну и не разглашать третьим лицам сведения, которым сообщают им пациенты.

Кроме того, государство обязано гарантировать каждому человеку защиту от дискриминации, которая обусловлена имеющимися болезнями и патологиями.

Обязанность государства — гарантировать право на медицинскую помощь вне зависимости от пола, расы, вероисповедания, национальности и других факторов.

Права и обязанности пациента

Человек получает статус пациента при обращении в любое лечебно-профилактическое учреждение. Пациент обладает следующими правами:

  • выбор специалиста и организации, где ему будет оказываться необходимая помощь;
  • проведение лечебных и диагностических процедур в соответствии с существующими санитарно-эпидемиологическими требованиями;
  • проведение консилиума и обращение за мнением любого специалиста соответствующего профиля;
  • облегчение болевых ощущения (в том числе и с применением наркотических препаратов);
  • получение интересующих сведений, касающихся состояния здоровья пациента;
  • выбор людей, которые могут получать информацию о состоянии его здоровья (родителей, супруга, законных представителей, если нуждающийся в лечении несовершеннолетний — сирота);
  • получение сбалансированного питания в период стационарного лечения;
  • неразглашение сведений, являющихся врачебной тайной;
  • отказ от диагностических и лечебных вмешательств;
  • допуск юристов (в том числе и адвоката) для защиты собственных прав;
  • допуск священника или создание условия для совершения религиозных ритуалов (в случае, если это не входит в противоречие с распорядком лечебно-профилактического учреждения).

Имеет пациент и определенные обязанности:

  • предпринимать действия, направленные на укрепление собственного здоровья;
  • обращаться за помощью своевременно;
  • проявлять по отношению к медицинским работникам должное уважение;
  • предоставлять медикам сведения о состоянии собственного здоровья, в том числе и о принимаемых лекарственных препаратах и имеющихся хронических заболеваниях;
  • в срок выполнять предписания лечащего врача;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения;
  • содержать в чистоте свою койку и тумбочку (в случае, если это возможно по состоянию здоровья пациента);
  • соблюдать санитарный режим (проходить в лечебно-профилактическое учреждение в бахилах, оставлять куртку или пальто в гардеробе и т. д.);
  • не курить на территории лечебно-профилактического учреждения.

Какие виды услуг гарантируются государством

Государством гарантируются следующие виды медицинских услуг:

  • первичная (в том числе и доврачебная и специализированная);
  • специализированная, которая оказывается специалистом в условиях стационара;
  • высокотехнологичная с использованием новейших методов диагностики и лечения;
  • скорая помощь при несчастных случаях, развитии жизнеугрожающих состояний и травмах;
  • диспансеризация и профилактические медосмотры;
  • диагностика нарушений развития ребенка во время беременности.

Характеристика предоставляемой медицинской помощи

К основным характеристикам медицинских услуг относятся:

  • доступность. Человек должен иметь свободный доступ к лечебно-профилактическим учреждениям вне зависимости от места своего проживания;
  • адекватность, то есть соответствие потребностям пациента;
  • непрерывность. Эта характеристика предполагает, что работа специалистов различного профиля должна быть скоординирована на всех этапах лечения и диагностики;
  • эффективность, то есть направленность на оптимальный для пациента результат;
  • ориентированность на нужды пациента. Гражданин имеет право на участие в принятии решений, касающихся состояние его здоровья и хода лечения;
  • безопасность. Во время лечения для жизни и здоровья пациента не должно создаваться дополнительных угроз;
  • своевременность. Помощь должна оказываться по мере необходимости;
  • сведение к минимуму возможных ошибок во время диагностики и лечения. Достичь этого возможно благодаря координированной работе специалистов, регулярным консилиумам, привлечению к лечебно-диагностическому процессу высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля.

Доступная и качественная медицинская помощь

Согласно российскому законодательству, каждый гражданин имеет право на бесплатную медпомощь. Это обозначает, что в любой момент времени человек должен иметь возможность вызвать скорую или неотложную помощь или обратиться в лечебно-профилактическое учреждение соответствующего профиля, и в помощи ему отказано быть не может.

Важно, что оказываться услуги должны на высоком уровне, с привлечением квалифицированных специалистов.

При нарушении данного права (например, при отказе в помощи или оказании услуг на несоответствующем уровне) гражданин имеет возможность защищать свои права, обратившись к руководству лечебно-профилактического учреждения, в Министерство Здравоохранения, в суд или в прокуратуру.

Меры обеспечения доступной и качественной медицинской помощи

Качество медпомощи обеспечивается следующими мерами:

  • стандартизация. В современных условиях широко применяются всевозможные стандарты, которые позволяют оказывать помощь на высоком уровне с максимальной экономией ресурсов. Каждый медик должен иметь доступ к существующим нормам оказания медицинских услуг и применять их на практике;
  • экспертиза качества. В любом лечебно-профилактическом учреждении регулярно проводятся экспертизы качества оказываемых услуг с целью выявления имеющихся недочетов.

Своевременная медицинская помощь

Граждане имеют право на оказание мед помощи нескольких видов: экстренная, неотложная и плановая. Экстренная предполагает оказание помощи при острых патологиях, которые представляют угрозу жизни.

Оказывается она безотлагательно и на безвозмездной основе. Неотложная форма предполагает, что у пациента развилось острое состояние, которое не предполагает угрозы для жизни.

Плановая врачебная помощь предполагает временную отсрочку, которая не будет угрожать жизни и здоровью пациента.

В экстренных случаях срок ожидания помощи с момента обращения в лечебно-профилактическое учреждение не должен превышать двух часов.

В плановой форме это время может варьировать от 24 часов до 14 дней.

Безопасная медицинская помощь

Многие современные методы лечения могут представлять опасность для здоровья пациента. Речь идет о химиотерапии, лучевой терапии и т. д.

Кроме того, в лечебно-профилактическом учреждении всегда имеется риск заразиться опасными инфекциями (ВИЧ, гепатит).

Задача медиков — минимизировать возможные риски и сделать все возможное для того, чтобы во время лечения здоровью пациента ничто не угрожало.

Гуманность медицинской помощи

Пациент может рассчитывать на гуманное, уважительное отношение к своей личности и своим потребностям во время лечения. Медики обязаны учитывать, что многие манипуляции могут вызывать у пациента чувство стеснения и стыда.

Поэтому в случае необходимости такие манипуляции должны проводиться без присутствия посторонних. Также медицинские работники должны вежливо общаться с пациентами, не допускать в их адрес грубых высказываний и насмешек.

Специфика общения в сфере медицины изучается специальной наукой — медицинской деонтологией.

Составляющие права на медицинскую помощь

Право на медпомощь включает:

  • возможность получения помощи в необходимом объеме по мере возникновения необходимости;
  • доступность и высокое качество медобслуживания;
  • оказание услуг медицинского характера на безвозмездной основе;
  • возможность защитить свои права в случае их нарушения.

Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение регламентируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.

Каждый человек имеет право на медицинское обслуживание. В случае, если в этом праве отказано, гражданин может защитить себя, обратившись в соответствующие инстанции. Жалобы — это не только способ восстановить справедливость, но и возможность повысить качество помощи и не допустить, чтобы нарушались права других пациентов! Такие жалобы подлежат обязательной регистрации и рассмотрению.

Источник: https://medpravo.su/pravo-na-meditsinskoe-obsluzhivanie/

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на получение медицинской помощи в конституции

Статья 41 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.»

1. Право на охрану здоровья является одним из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье является высшим благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности.

В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер.

Иными словами, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан.

Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения и др.

Наряду с международно-правовыми актами и Конституцией РФ основополагающую роль в законодательном регулировании вопросов охраны здоровья играет Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – «Основы»).

Основы регламентируют отношения граждан, органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Согласно статье 2 Основ охрана здоровья граждан – это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Основополагающим правовым актом, устанавливающим правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан в Алтайском крае, является закон Алтайского края от 08.04.2013 № 10-ЗС «О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан на территории Алтайского края».

Закрепление права на охрану здоровья за каждым означает, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.

Согласно ст. 29 Основ государственную систему здравоохранения составляют:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;

2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных выше в пункте 1);

3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

В государственной и муниципальной системах здравоохранения гражданам предоставляется медицинская помощь бесплатно. В рассматриваемой статье Конституции РФ подчеркивается безвозмездное оказание медицинских услуг только гражданам России.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства медицинская помощь оказывается в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.03.

2013 №186.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам России обеспечивается в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В данной Программы бесплатно предоставляются:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;

специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной форме.

Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Паллиативная медицинская помощь оказывается в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которые могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Материальной гарантией права граждан на бесплатную медицинскую помощь выступает созданный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Граждане реализуют свое право на бесплатную медицинскую помощь на основе страхового медицинского полиса обязательного страхования.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

2. Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения является важной гарантией права граждан на охрану здоровья.

Основной целью данных программ является снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями

В субъектах РФ действуют региональные программы.

Еще одной важной гарантией государства является принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. К таким мерам можно отнести осуществление дополнительного финансирования и создание механизмов развития ряда сегментов здравоохранения в части медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и др.

Государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Формирование здорового поколения – одна из наиболее приоритетных социальных проблем любого государства. В России она стала особенно злободневной. Здоровый образ жизни людей и здоровье нации в конечном счете зависят от того, как будет сформирован активный интерес к физической культуре и спорту, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию у молодежи и подрастающего поколения.

3. В целях обеспечения конституционного права на охрану здоровья Конституция РФ запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Наличие этой конституционной нормы гарантирует гражданам России свободу доступа к информации, защиту от умышленного утаивания информации, от распространения заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. Сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Так, ст.

237 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит гл.

13 об административных правонарушениях в области связи и информации, нормы которой предусматривают ответственность за нарушения правил распространения обязательных сообщений, воспрепятствование распространению продукции средствами массовой информации.

Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ (гл. 59). Нормы трудового законодательства в качестве основных обязанностей работодателя закрепляют информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья (ст. 212 Трудовой кодекс РФ).

Источник: https://www.altairegion22.ru/gov/administration/stuct/justice_of_the_peace/besplatnaya-yuridicheskaya-pomosch/Pravovoe-prosveshchenie/pravo-na-okhranu-zdorovya-i-meditsinskuyu-pomoshch.php

Право на мед помощь статья конституции 2019 год

Право на получение медицинской помощи в конституции

В соответствии с 41 статьей Конституции РФ:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гарантируют права пациента на выбор медицинского учреждения, врача, методов обследования и лечения, получение информации о состоянии здоровья и добровольное согласие на медицинское вмешательство, а также на сохранение тайны о состоянии здоровья и о фактах обращений в медицинские учреждения. Кроме того, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и «Положение о военно-врачебной экспертизе», гарантируют медицинское обследование, освидетельствование и проведение лечебно-профилактических мероприятий для граждан, подлежащих постановке на воинский учет и призывникам. Важно помнить, что в статьях 51 и 53 «Основ законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан» закреплено право граждан на производство независимой медицинской экспертизы с правом выбора экспертного учреждения и экспертов.

Право На Охрану Здоровья И Медицинскую Помощь— разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Его содержание составляет гарантированная законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Это право структурно охватывает: право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь. Принципы и порядок осуществления права на охрану здоровья и медицинскую помощь определяются Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятыми 22 июля 1993 г.

Под охраной здоровья понимается комплекс мер (социально-политического, правового, экономического, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера), направленных на укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни.

Соответственно право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания.

В соответствии с Конституцией в РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физкультуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Право на медицинскую помощь означает, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, и оплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения. Гражданам предоставляется бесплатная медицинская помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусмотрено два вида такого страхования — обязательное и добровольное. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Перечень некоторых видов оказываемой гражданам бесплатной медицинской помощи предусматривается двумя федеральными программами, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 26 октября 1999 г. № 1194 (с изм. и доп.). Федеральным законом от 2 декабря 2000 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» расширен перечень бесплатных видов медицинской помощи гражданам. В частности, наряду с мерами федерального Правительства Закон предполагает утверждение и реализацию территориальных программ, гарантирующих оказание государством гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Согласно Закону, гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания такой помощи.

Статья 41 Конституции РФ

Сделано в Санкт-Петербурге

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования в рамках Политики в отношении обработки персональных данных. Если вы не согласны,

пожалуйста, покиньте сайт.

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Сброс пароля

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Выход

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Удаление

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Право пациента на получение медицинской помощи

Право на медицинскую помощь является одним из основных социально-экономических прав человека. Статья 41 Конституции РФ гарантирует право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, т.е. независимо от принадлежности к гражданству того или иного государства.

Гражданам медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. О бесплатной медицинской помощи в Вы можете прочитать в статье “Бесплатная медицинская помощь в Российской Федерации”.

Эта же статья Основного закона закрепляет, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. А сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Например, ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за сокрытие или искажение экологической информации; ст. 237 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

Гарантии права на медицинскую помощь в отраслевом законе

Пункт 1 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон об охране здоровья граждан) также, как и Конституция РФ, гарантирует каждому (независимо от гражданства) право на медицинскую помощь.

В соответствии с Конституцией РФ право на бесплатную медицинскую помощь имеют граждане, такая помощь оказывается в медицинских учреждениях определенной организационно-правовой формы и формы собственности. В п. 2 ст.19 отраслевого закона это право в отличие от норм Основного закона, ограничивается только гарантированным объемом.

Согласно этой норме медицинская помощь без взимания платы оказывается каждому в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Но при этом каждый имеет право на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Подробнее об этом читайте в статье “Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи”. Исключением из этого правила являются иностранные граждане, проживающие и пребывающие на территории Российской Федерации.

Для них право на медицинскую помощь устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 № 186.

Подробно о праве иностранных граждан на получение медицинской помощи можно прочитать в статье “Права иностранных граждан на получение медицинской помощи в Российской Федерации”. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь в том же объеме, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Характеристики предоставляемой медицинской помощи

Нормы Закона об охране здоровья граждан определяют какой должна быть предоставляемая медицинская помощь, а именно:

  • Доступной, что следует из п. 6 ст. 4, ст. 10, ст.11;
  • Своевременной, что следует из п. 3 ч.1. ст.6, ч. 2 ст.70;
  • Безопасной, что следует из п. 2 ч. 5 ст.19, п.5 ч.1 ст. 79;
  • Качественной, что следует из п. 3 ч. 5 ст.19, ч.2 ст. 70;
  • Гуманной, что следует из п.п. 4, 11 ст. 19, п.п. 1,2 ч.1 ст. 6.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.