Правила перевозки пассажиров автомобильным транспортом

Правила организации пассажирских перевозок: законы, особенности

Правила перевозки пассажиров автомобильным транспортом

Услуги, предоставляемые государством либо частными перевозчиками с целью перемещения пассажиров при помощи различных видов транспорта, называют пассажирскими перевозками. Они могут быть международными, междугородними, пригородными и внутригородскими.

Тема нашего сегодняшнего обсуждения: какие требования выдвигаются к пассажирским перевозкам, каковы особенности осуществления данного сервиса на различных видах транспорта.

Общие правила осуществления пассажироперевозок

Перевозка пассажиров является комплексом услуг, поскольку она предполагает, независимо от видов транспорта, выполнение следующих задач:

  • безопасное передвижение людей;
  • своевременное и комфортное предоставление услуги;
  • сохранность багажа граждан.

Эффективность процесса перевозки зависит в том числе и от качества выполнения следующих функций, возложенных на государственные лицензированные органы:

  • серьезной аналитической работы, включающей в себя корректировку маршрутных направлений с исследованием спроса и предложения, учет экономических показателей, изучение жалоб и предложений и так далее;
  • административных мер, как то: способствование организации водительского труда, повышение квалификации водителей и прочее;
  • технического содействия, под которым понимается организация эксплуатации транспортных средств, обслуживание пассажиров в специальных пунктах, предназначенных для их убытия и прибытия (вокзальные помещения, автостанции и т. д.), а также в пути, меры по обустройству остановок и тому подобное.

Важно знать! Любой вид транспортного предпринимательства, сочетающегося с пассажироперевозками, должен в обязательном порядке пройти государственное лицензирование.

Предназначение пассажироперевозок

Первоочередная обязанность перевозчика – предоставить путешественнику место в транспортном средстве и доставить его в пункт следования. В качестве временного договора по перевозке используется билет, а при надобности – и багажная квитанция. Отдельно регулируется порядок предоставления льготных билетов.

За проезд без билета либо с нарушением правил установленных перевозчиком, могут быть установлены штрафные санкции.

В общих правилах перевозки пассажиров обязательно следует указать порядок, по которому выполняются:

  • бронирование мест;
  • оформление билетов;
  • обслуживание пассажиров;
  • провоз багажа (как сдаваемого на хранение во время перевозки, так и ручного);
  • перемещение представителей фауны;
  • порядок разрешения конфликтов между сторонами перевозчик-пассажир.

Одно важное условие: установленные перевозчиками правила не могут входить в противоречие с общими правилами пассажирских перевозок.

Со своей стороны, пассажиры обязаны соблюдать действующий распорядок, а при его нарушении могут быть подвергнуты санкциям, вплоть до удаления из транспорта. Например, при злостном нарушении общественного порядка, в состоянии алкогольного опьянения, при определенных болезненных состояниях, подвергающих риску других пассажиров.

Пассажироперевозки могут быть регулярными и заказными

Регулярные перевозки характеризуются действующим расписанием, имеют пункты для остановок, в том числе промежуточные, транспортные средства пронумерованы в соответствии с маршрутами следования, в их салонах имеется исчерпывающая информация о перевозчике, об органе, осуществляющем непосредственный контроль за перевозками, в некоторых случаях – о стоимости перевозки.

Для заказных перевозок характерным является то, что, выбор маршрута, конечный пункт назначения, время выезда и места возможных промежуточных остановок определяется пассажиром, а условия конкретной перевозки определяются договором фрахтования при взаимном соглашении сторон.

В некоторых случаях заказной транспорт может выделяться соответствующим оформлением: например, такси снабжены оранжевыми фонарями на крыше и имеют шашечки на боковых дверцах.

Нормативная база по регулированию порядка перевозок

Начнем с автомобильных перевозок. Важнейшими нормативными актами в данной отрасли считаются:

  • «Правила перевозок пассажиров…», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации №112 от 14 февраля 2009 года;
  • «Устав автотранспорта …» №259-ФЗ от 8 ноября 2007 года.

Порядок регулируется также ГОСТ-ом №Р 51825-2001, устанавливающим общие требования к предоставлению услуг пассажирского автотранспорта. Отдельным законом регламентируется деятельность пассажирских такси (№69-ФЗ от 21 апреля 2011 года).

Нормативные документы по воздушным перевозкам:

  • Варшавская «Конвенция…» от 12 октября 1929 года. Это, пожалуй, старейший документ, действующий в области пассажирского транспорта.
  • «Воздушный Кодекс» РФ (19 марта 1997 года);
  • приказ министра транспорта нашей страны №82 от 28 июня 2007 года.

Внимание! Возросшие в последние годы риски, особенно в данной отрасли пассажироперевозок, предусматривают дополнительные требования по безопасности, в частности, тщательный досмотр пассажиров и багажа, проводимый с помощью специальных технических средств.

Для регламентирования железнодорожных поездок существуют такие документы, как:

  • «Устав железнодорожного транспорта» РФ;
  • федеральный закон №17 от 10 января 2003 года;
  • правительственное постановление №111 от 2 марта 2005 года.

При выполнении морских и речных перевозок главным международным нормативным актом считается Афинская Конвенция от 13 декабря 1974 года, а отечественным – российский «Кодекс…», утвержденный Федеральным законом №81 от 30 апреля 1999 года.

Необходимо отдельно подчеркнуть: при организации перевозок, в том числе, транзитных, производящихся с территории вокзалов, необходима работа справочных бюро, касс по продаже билетов. Вокзалы должны быть оборудованы залами ожидания, комнатами отдыха пассажиров, камерами для хранения багажа.

Автомобильный транспорт

Согласно постановлению Правительства РФ, водителю предписывается начинать движение лишь после того, как он удостоверится, что условия безопасности для пассажиров полностью обеспечены. В частности, «стартовать» можно только с закрытыми дверями, а высаживать и «брать на борт» пассажиров разрешается лишь в состоянии полного покоя транспортного средства.

Другим обязательным условием является соблюдение предельно допустимого количества людей, предписанного для данного вида транспорта – в соответствии с Правилами дорожного движения.

Особое внимание уделяется организации перевозок малолетних пассажиров, которые регламентируются отдельными фрахтовыми договорами на основании «Правил…», утвержденных Правительством 17 декабря 2013 года. Они, среди прочего, предусматривают:

  • наличие на автобусах (микроавтобусах) специальных опознавательных знаков;
  • обязательный допуск к управлению транспортом только при наличии соответствующего беспрерывного водительского стажа согласно указанным выше «Правилам»;
  • запрет на перевозку детей в возрасте менее 7 лет, если намеченное время в маршруте следования превышает четыре часа;
  • обязательное присутствие в автобусе сопровождающих совершеннолетних лиц.

Авиационный транспорт

В компетенцию перевозчика помимо обеспечения перелетов входят также:

  • регистрация вылетающих пассажиров, включая транзитных;
  • перевозка из аэровокзального комплекса к воздушному борту и обратный процесс;
  • манипуляции с багажом: погрузка, выгрузка, доставка.

Правила предусматривают также:

  • предоставление пакета услуг на борту самолета (он может отличаться у разных перевозчиков);
  • информирование вылетающих об особенностях полета и соблюдении мер безопасности на воздушном лайнере;
  • раздачу бортового питания и прохладительных напитков;
  • обеспечение неотложной медпомощи.

Отдельными пунктами определяются условия перевозок лиц, не достигших совершеннолетия, «трансфертников», авиапассажиров с ограниченными возможностями.

Железнодорожный транспорт

Аналогичные задачи стоят перед железнодорожниками. В первую очередь необходимо обеспечить безопасность, своевременную доставку в пункт назначения в полном соответствии с тарифами.

Кроме того, законодательство предписывает обеспечение одинакового доступа всех пассажиров к услугам, предоставляемым перевозчиком. Перевозку обеспечивают железнодорожные составы дальнего следования и пригородные электрички; пассажирские, скорые или скоростные поезда.

О любом изменении графика движения поездов пассажирам предоставляется соответствующая информация непосредственно на вокзале. Для этого используется громкая связь, также информация выводится на специальные мониторы электронных информационных стендов.

Водный транспорт

Морские и речные перевозки осуществляются девятью пароходствами Минморфлота РФ. Каждый пассажир имеет право на перевозку одного ребенка, не достигшего двухлетнего возраста без предоставления ему отдельного места. Детям до 12 лет предоставляются билеты по льготным тарифам, составляющим от половины до трех четвертей стоимости взрослого билета – в зависимости от категории каюты.

Для бесплатной перевозки каютного багажа установлены определенные нормы. Соответствующими нормативными актами регулируется также порядок расторжения договора о перевозке с учетом, в том числе, форс-мажорных обстоятельств.

Заключение

Независимо от вида транспорта, соответствующими правилами регулируются также все спорные вопросы и взаимные претензии между пассажирами и перевозчиками.

Если дело доходит до предъявления иска к организатору перевозок, в каждом из видов перевозок существует предварительный порядок, называемый претенциозным. Он обычно указывается в каждом из отдельных Уставов.

материал:

Источник: https://avtopaper.ru/pravila/organizasia-passazhirskix-perevozok.html

Общие правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом

Правила перевозки пассажиров автомобильным транспортом

Первая часть Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕНЫ Первым заместителем Министра транспорта РФ А.П.НАСОНОВЫМ 29 сентября 1997 года

I. Общие правила

1. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации (далее Правила) действуют на всей территории России и являются обязательными для всех юридических и физических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации.

2. Правила утверждаются, вводятся в действие, изменяются, дополняются и отменяются Министерством транспорта Российской Федерации. 3. Целью настоящих правил является установление прав, обязанностей и ответственности пассажиров и перевозчиков, а также порядка их взаимоотношений при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Российской Федерации.

4.

Пассажирские перевозки на городских, пригородных, междугородных маршрутах осуществляются перевозчиками независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности по единым Правилам перевозок пассажиров и багажа в Российской Федерации при наличии действующей лицензии, договора обязательного страхования пассажиров на междугородных маршрутах, по расписаниям, согласованным с соответствующими органами исполнительной власти.

5. Термины, содержащиеся в Правилах:

  • автобус – автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее не менее 9 мест для сидения, не считая место водителя;
  • автовокзал (объединение автовокзалов и пассажирских автостанций) – организация, осуществляющая транспортно – экспедиционную, перевозочную деятельность и другие услуги пассажирам;
  • автостанция – сооружение на автомобильной дороге для обслуживания пассажиров;
  • багаж – вещи, упакованные для отправления и перемещаемые отдельно от пассажиров;
  • багажная квитанция – документ, подтверждающий прием багажа для перевозки;
  • билет – документ установленной формы, утвержденный Минфином России, удостоверяющий право пассажира на пользование автобусом за плату и подтверждающий заключение публичного договора перевозки между пассажиром и перевозчиком;
  • водитель – лицо, управляющее автотранспортным средством и принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения;
  • дорога – обустроенная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения;
  • кладь ручная – упакованные для перевозки вещи, перевозимые пассажиром бесплатно;
  • маршрут – установленный путь следования автобуса между определенными пунктами;
  • пассажир – физическое лицо, которое во исполнение договора перевозки (публичного договора), заключенного от его имени или им самим, перевозится за плату или бесплатно перевозчиком;
  • перевозчик – организация, предприниматель, осуществляющие транспортное и экспедиционное обслуживание пассажиров на маршрутах транспорта всех категорий;
  • расписание движения – график, таблица, содержащие сведения о времени, месте и последовательности выполнения рейса;
  • рейс – путь автобуса от начального до конечного пункта маршрута;
  • схема маршрута – графическое изображение маршрута условными обозначениями;
  • тариф – свод ставок оплаты перевозки пассажиров и багажа;
  • трафарет – указатель для информирования пассажиров о маршруте и режиме работы автобуса.

6. Пассажиры перевозятся:

  • в маршрутных автобусах;
  • в автобусах, предоставляемых предприятиям, учреждениям и организациям, а также по договорам или отдельным заказам;
  • в таксомоторах, в т.ч. маршрутных;
  • в легковых автомобилях, предоставляемых для служебного пользования, а также гражданам по отдельным заказам или на условиях проката.

7. Движение маршрутных автобусов и маршрутных таксомоторов организуется по расписаниям. Расписания движения на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах утверждаются по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления или уполномоченными ими структурами. Расписания движения автобусов и таксомоторов на междугородных, внутриобластных маршрутах утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 8. Утверждение межобластных, межкраевых, межреспубликанских автобусных маршрутов, а также расписаний движения и тарифов производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые связывают данный маршрут, по согласованию с региональными транспортными структурами, по территории которых маршрут проходит. 9. Перевозчики обеспечивают перевозку пассажиров в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром перевозчику багажа – также доставку багажа в пункт назначения и выдачу его пассажиру или уполномоченному на получение багажа лицу. 10. Пассажир несет ответственность за проезд без проездного документа (билета) или с недействительными проездными документами, а также за нанесение ущерба подвижному составу в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов. 11. Отдельным категориям пассажиров предоставляется право льготного проезда в транспорте.

Категории пассажиров, имеющих право льготного проезда, порядок предоставления этих льгот устанавливается органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

19 июля 2005

Ключевые слова: пассажирские перевозки, правила пассажирских перевозок, лицензирование пассажирских перевозок, лицензия пассажирских перевозок, правила перевозок пассажиров

Другие публикации категории:

Источник: https://www.avtodispetcher.ru/doc/104.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.