Потерпевшие в дтп

Содержание

Порядок действий при ДТП по ОСАГО для виновника и пострадавшего

Потерпевшие в дтп

Даже неукоснительное соблюдение требований ПДД не дает 100% гарантии того, что водитель не попадет в ДТП, а потому следует знать, как себя вести при происшествии.

Чтобы максимально упростить процесс получения выплаты от страховой компании, сразу после аварии необходимо придерживаться определенного алгоритма.

В статье будут рассмотрены действия при ДТП по ОСАГО для виновника и потерпевшего, а также нюансы обращения в СК.

Алгоритм действий виновника аварии

В случае дорожно-транспортного происшествия виновнику аварии необходимо взять себя в руки и настроиться на контакт с сотрудниками ГИБДД. Чтобы упростить и ускорить процесс возмещения вреда потерпевшему, необходимо соблюдать следующий порядок действий.

  1. Не изменять местоположение автомобилей или их деталей. Включить на машинах аварийные огни и выставить аварийные знаки. В населенных пунктах указатели должны быть размещены на расстоянии 15 метров от места ДТП, за пределами города – в 30 метрах.
  2. Вызвать скорую помощь (при наличии пострадавших) и сотрудников ГИБДД.
  3. Зафиксировать на фото или видео расположение автомобилей после столкновения. Съемку следует производить в присутствии пострадавшего. На снимках/записях должны быть видны все повреждения автомобилей. Чтобы избежать дальнейших разногласий, особое внимание нужно уделить транспортному средству потерпевшего.
  4. Записать данные участников ДТП и очевидцев происшествия. Обменяться контактами.
  5. Сообщить потерпевшему данные своего полиса ОСАГО (номер документа, наименование страховщика) и получить у него аналогичную информацию.
  6. Заполнить извещение о ДТП для компании. Оно должно быть подписано всеми участниками аварии. Бланки обычно выдаются страховщиками при оформлении полиса.
  7. Проверить правильность и полноту заполнения документов о ДТП и получить их у инспектора ГИБДД.
  8. Уведомить о случившемся страховщика.

В п. 2.6.1 ПДД сказано, что если ТС, участвовавшие в аварии, затрудняют движение на дороге, то водители пострадавших машин должны освободить проезжую часть. Но перед этим необходимо зафиксировать расположение автомобилей и их деталей непосредственно после столкновения. Виновнику аварии не следует отказываться от прохождения медицинского освидетельствования.

Сотрудники ДПС, прибывшие на место, должны оформить и выдать сторонам необходимые документы. Если в результате происшествия пострадали только автомобили, составляют:

  • схему ДТП;
  • справку об аварии;
  • протокол об административном правонарушении.

При наличии пострадавших указанный комплект дополняется медицинской справкой.

Водителю, спровоцировавшему аварию, нельзя покидать место происшествия. Его личность все равно установят и дополнительно привлекут к административной ответственности по ст. 12.27 ч. 2 КоАП РФ.

В качестве наказания за это нарушение предусмотрено лишение водительского удостоверения на срок 1-1,5 года или арест на 15 суток. Также, если инициатор ДТП скроется с места аварии, СК получает право выступить с регрессным требованием по отношению к страхователю после проведения компенсационных выплат потерпевшему.

Оформление ДТП по Европротоколу

Статья 11.1 № 40–ФЗ позволяет оформить дорожно-транспортное происшествие без участия сотрудников инспекции. Для этого необходимо составить Европротокол. Согласно указанному нормативно-правовому акту зафиксировать ДТП без вызова ГИБДД можно при соблюдении определенных условий:

  • имеет место авария без пострадавших;
  • в ДТП участвовало только два ТС;
  • машина каждого водителя застрахована по ОСАГО;
  • повреждения, ответственность водителей и прочие обстоятельства происшествия не вызывают разногласия среди его участников;
  • размер ущерба не превышает 100 000 рублей.

Порядок оформления ДТП по Европротоколу:

  • остановить ТС, включить аварийные огни и выставить знаки;
  • составить схему ДТП;
  • зафиксировать расположение машин и их повреждения на фото или видеоаппаратуру;
  • освободить проезжую часть;
  • заполнить Европротокол.

После подписания извещения о ДТП водители могут разъехаться.

Если участники аварии приняли решение не обращаться в страховую компанию, а решить проблемы на месте, то виновнику ДТП необходимо получить расписку от потерпевшего об отсутствии претензий.

Что делать пострадавшему в аварии

После попадания в ДТП потерпевшему необходимо выполнить дополнительно несколько действий, кроме тех, что указаны выше для инициатора аварии:

  • убедиться лично в наличии полиса ОСАГО у виновной стороны;
  • проверить подлинность предоставленного документа (для этого нужно связаться со страховщиком виновника и назвать ему номер полиса).

Если страховая компания не подтвердила актуальность полиса, то потерпевшему придется самостоятельно взыскивать компенсацию с инициатора аварии. Сделать это можно договорившись с виновником или написав исковое заявление в суд.

Другие поступки пострадавшего должны быть направлены на сбор информации о ДТП. Рекомендуется вместе с виновником аварии заниматься поиском очевидцев, составлением схемы столкновения и прочими манипуляциями, которые помогут подробно описать происшествие.

Действия потерпевшего после оформления ДТП

Следующим шагом после правильного оформления происшествия является обращение в страховую компанию. Сделать это нужно не позднее 5 дней с момента ДТП. При оформлении Европротокола потерпевшему предоставляется такой же срок. Согласно ст. 12 № 40–ФЗ, для того чтобы получить страховку по ОСАГО, необходимо обратиться в компанию виновника аварии.

СК в течение 15 дней с момента приема полного комплекта документов должна произвести осмотр ТС и оценить причиненный ущерб. До этого момента нельзя начинать ремонт автомобиля. На осуществление компенсационных выплат страховщику отводится 20 рабочих дней после принятия соответствующего заявления.

Если потерпевший не согласен с результатами оценки повреждений, проведенной СК, он может заказать независимую экспертизу. При наличии расхождений следует предоставить ее результат компании. Если страховщик не признает результат независимой оценки, то пострадавшая сторона может урегулировать этот вопрос в суде.

Если потерпевший предоставил неполный комплект документов, то компания обязана в течение 3 дней (при отправлении почтой) или в день обращения (при личном посещении офиса) сообщить об этом пострадавшему и указать ему на недостающие бумаги.

По ОСАГО может быть возмещен не только вред здоровью и/или имуществу пострадавшего, но и сопутствующие расходы (например, на эвакуацию неисправного ТС, оплату независимой экспертизы).

Необходимые документы

Чтобы получить компенсацию вреда от страховщика, необходимо подготовить и передать ему следующий комплект документов:

  • заявление на возмещение ущерба (бланк можно получить у страховщика);
  • извещение о ДТП;
  • справку об аварии;
  • водительское удостоверение;
  • ПТС;
  • протокол об административном правонарушении или об отказе в возбуждении разбирательства;
  • результат независимой экспертизы ТС (при наличии);
  • квитанции, подтверждающие оплату услуг эвакуатора (при наличии);
  • чеки об оплате медицинских услуг, не входящих в программу ОМС (при наличии).

При подаче заявления на возмещение убытков потерпевшему следует знать, что на законодательном уровне определены максимально возможные размеры компенсаций. Если ущерб превышает это значение, то разницу можно требовать напрямую с виновника аварии.

Согласно ст. 7 № 40–ФЗ максимальный размер страховых выплат составляет:

  • 500 000 рублей при нанесении вреда жизни или здоровью;
  • 400 000 рублей при повреждении имущества.

Если в результате действий страхователя вред причинен нескольким лицам одновременно, то каждый потерпевший имеет право на получение максимально возможной компенсации.

«Автогражданка» защищает ответственность водителя по отношению к другим участникам дорожного движения. При наступлении страхового случая важно знать, как правильно вести себя при ДТП по ОСАГО. Это облегчает процедуру получения компенсации пострадавшим и снижает вероятность возникновения у компании регрессного требования к виновнику.

Источник: https://www.driver-helper.ru/osago/t/poryadok-dejstvij-pri-dtp-po-osago-dlya-vinovnika-i-postradavshego-v-2019-godu

Что делать, если у пострадавшего в ДТП нет ОСАГО

Потерпевшие в дтп

В России выявлена тенденция снижения аварийности с 2012 года. На конец 2017 года установлено, что число ДТП уменьшилось на 2,5% по сравнению с 2016 годом. При попадании в аварию часто обнаруживается отсутствие полиса обязательного страхования.

В последние годы наблюдается увеличение количества людей, не желающих приобретать страховку или использующих поддельные документы.

Когда у потерпевшего в ДТП нет ОСАГО, процедура получения выплат усложняется, а виновникам приходится отдавать деньги из своего кармана.

Порядок действий

Общая процедура при аварии подразумевает оформление документов о ДТП, свидетельствующих о наступлении страхового случая. В первую очередь следует оповестить органы ГИБДД о происшествии. Когда полис отсутствует у одной или обеих сторон, вызов сотрудников обязателен. Европротокол в таком случае не составляется ввиду несоблюдения основного закона об ОСАГО (ФЗ №40).

К этапам разбора ДТП относятся:

  • Работники дорожной полиции осматривают место аварии и пишут протокол;
  • Фотографирование территории, где произошел страховой случай (столкновение автомобилей, наличие дорожных знаков поблизости, расположение домов и иных строений с адресом);
  • Схематичное отображение ДТП, где должен быть четко указан виновник и потерпевший;
  • Опрос свидетелей и очевидцев, показания которых заносятся в документы.

После фиксации ДТП следует процесс обращения в страховую компанию за получением возмещения.

Как доказать невиновность

Если при наступлении аварии виновник соглашается со своим статусом, то процедура получения компенсации за ущерб облегчается. Пострадавший может заблаговременно до приезда сотрудников ДПС начать искать доказательства совей невиновности:

  • Остановить свидетелей (прохожих, водителей) и попросить оставить контакты для последующей дачи показаний;
  • При наличии видеорегистратора в своей машине или в автомобиле другого участника движения найти запись в момент столкновения;
  • Отыскать иные средства видео- или фотофиксации, находящиеся на территории возникновения аварии (камеры ГИБДД, видеокамеры на зданиях, АЗС и т.п.).

Обратите внимание: Главным документом при рассмотрении вины водителя является схема ДТП и показания свидетелей, очевидцев.

После анализа совершенного правонарушения, повлекшего за собой аварию, сотрудник ГИБДД оформляет протокол и постановление, где он прописывает виновника. В случае несогласия с этим фактом человек должен поставить соответствующую отметку во всех документах.

Организация проведения независимой экспертизы позволит прояснить следующие моменты:

  • Точная характеристика условий возникновения правонарушения;
  • Оценка технического состояния ТС;
  • Влияние окружающих факторов на появление аварии (качество асфальта или другого покрытия);
  • Расчет стоимости ущерба и цены автомобиля после нанесения повреждений.

Допускается обжалование постановления о нарушении в территориальном отделении дорожной инспекции или в суде. В течение 10 дней с даты выписки документа человек может обратиться к вышестоящему по рангу должностному лицу из отдела, за которым закреплен сотрудник ГИББД, оформивший ДТП. Если не произойдет отмена постановления после рассмотрения заявки, пишется ходатайство в суд.

Возмещение ущерба

Если человек попадает в аварию, не имея на руках полис, на него налагается административная ответственность в виде штрафа. В 2018 году его размер равен 800 руб. Происшествие является страховым случаем, ущерб по которому должен оплачивать виновник или компания, где он оформил автогражданку.

Федеральный закон «Об ОСАГО» (ст. 14.1 часть4) предусматривает прямое возмещение убытков при наличии у обоих участников аварии страховых документов.

Предполагается, что пострадавший пишет заявление в свою компанию, которая требует выплат от компании виновника.

Когда полиса нет у потерпевшего, следует обращаться к страховщику, где оформлено осаго у «наехавшей машины» согласно неисполнения условий прямого возмещения (ст. 14.1 часть1).

Если нет ОСАГО

ОСАГО является документом, свидетельствующим о страховании ответственности автовладельцев перед другими участниками движения. Благодаря ему человек получает денежную компенсацию за причиненный ущерб по вине другого водителя. Но полис может отсутствовать при попадании в ДТП.

У пострадавшего

Если потерпевший не застраховал свою ответственность, то в случае участия в аварии он может получить выплату. Это связано с тем, что закон предусматривает защиту его прав при нанесении материального вреда или угрозы жизни и здоровью согласно ГК РФ.

Процедура обращения за денежным возмещением, когда у пострадавшего в дтп нет осаго, подразумевает прохождение этапов:

  • Подойти с документами, оформленными при возникновении происшествия, в офис страховщика, где получен полис виновника;
  • Написать заявление о предоставлении выплаты;
  • Доставить автомобиль на техническую экспертизу, если компания затребует ее проведения;

Обратите внимание: При желании и наличии средств можно направить ТС на независимую экспертизу в технический центр, выбранный по своему усмотрению. После этого использоваться результаты оценки состояния поврежденной машины при разбирательствах со страховщиком или в суде.

  • После вынесения решения о размере ущерба согласиться или отказаться от выплаты, предоставив результаты экспертизы в другом аккредитованном учреждении;
  • При несогласии с суммой выплаты подать досудебную претензию, итоги которой направить в страховую компанию.

В ходе судебного процесса можно истребовать возмещение затрат на оплату услуг юриста и технического эксперта.

Когда пострадавший управлял машиной в пьяном состоянии, в выплате ему будет отказано.

У виновника ДТП

Отсутствие осаго у водителя, виновного в случившемся, подразумевает разрешение дела на месте без вызова сотрудников ГИБДД или поэтапное выполнение экспертизы с составлением досудебной претензии. Первый вариант подходит тем, кто готов возместить ущерб потерпевшего. При других условиях после обследования места ДТП и оформления необходимых документов человек проходит несколько инстанций:

  • Обращение в организацию, занимающуюся технической экспертизой, для оценки состояния ТС;
  • Подача заявки на проведение анализа дорожного покрытия при необходимости;
  • Сотрудничество с юристом для написания претензии.

Обратите внимание: Процедура составления экспертного заключения предполагает предварительное информирование виновника путем отправки заказного письма или телеграммы. Требуется уведомить за 5 дней до даты оценки при проживании человека в регионе или за 3 дня при регистрации в пределах города.

При отказе виновника от осуществления выплат следует переходить к судебным разбирательствам. Статья 1064 ГК гласит об обязательном возмещении лицом, которое нанесло ущерб имуществу гражданина. Не исключается вариант предъявления результатов экспертизы со стороны виновника. Это удлиняет процесс получения выплаты.

Страховка недействительная

Случаи признания страховки недействительной основаны на выявлении обстоятельств:

  • Фальшивый документ, когда он не занесен в базу какой-либо компании;
  • Имеет двойной номер, который присвоен нескольким полисам;
  • Срок действия договора истек.

Фальшивые автогражданки не дают возможности получить выплату из страховой компании виновника. Придется обращаться в суд, в ходе которого ответчика обяжут возместить ущерб.

Но прежде потребуется обратиться в РСА, где должны предоставить справку о признании полиса недействительным. Затем следует организовать техническую экспертизу автомобиля.

Со всеми полученными документами пострадавший отправляется к виновнику или в суд.

Когда человек застраховался в компании, но ему выписали «двойник» осаго, увеличивается вероятность получения возмещения ввиду законности обращения гражданина за положенным возмещением.

Если он имеет на руках заверенный печатью полис и квитанцию об уплате, то документ считается официальным. Обращаться за компенсацией необходимо по обычной схеме.

Впоследствии страховщик может выявить вину собственника машина при оформлении данного полиса, что повлечет выставление встречного возмещения убытков.

Если виновник просрочил с продлением страховки, следует ожидать продолжительную процедуру требования денег через суд. Тогда потерпевшему необходимо самостоятельно организовывать экспертизу. Все понесенные затраты причисляются к сумме ущерба.

Распространены случаи, когда водители не занесены в имеющуюся автогражданку. Когда потерпевший не вписан в полис осаго, страховая компания виновника должна осуществить выплату. Ведь подлежит рассмотрению ответственность иного лица, поведение которого привело к возникновению аварии. Но пострадавшему сотрудник ГИБДД выпишет штраф.

В ситуации управления машиной водителем, не включенным в полис автогражданки, потерпевший не сможет взыскать со страховой компании денежно покрытие убытков. Следует предъявлять требования самому водителю-виновнику.

Возмещение ущерба по КАСКО

Хозяин автомобиля может приобрести дополнительный полис КАСКО (комплексное страхование), предусматривающий выплату при получении ущерба или при угоне. Он оформляется в добровольном порядке. При наличии данного документа у виновника возможно взыскание со своей компании средств на восстановление ТС. Апотерпевшему возместят расходы за счет осаго.

Когда у пострадавшего есть полис каско, учитываются нюансы:

  • Человек может выбирать страховку, на основании которой поступит выплата;
  • При выборе осаго стоит рассчитывать на длительное ожидание, а деньги по комплексному договору перечисляются в течение 7-10 дней с момента подачи документов;
  • Право требования возмещения по обязательной страховке исчезает после получения выплаты по добровольному полису.

Так как ущерб участнику аварии оплачивается через каско, компания может отправить регресс виновнику. Это подразумевает денежное взыскание с его страховщика.

Что делать, если выплата не покрыла расходов

Когда средств на восстановление повреждений не хватает, возможно обращение в суд. Распространено два варианта:

  • Страховая компания насчитала меньшую сумму ущерба – следует провести независимую экспертизу и написать претензию страховщику. После получения отрицательного ответа направить исковое заявлению в суд.
  • Стоимость ремонтных работ не покрылась выплаченной компенсацией – отправить письменное требование виновнику для досудебного разбирательства или предъявить в судебную инстанцию по месту жительства виновного лица заявление о взыскании дополнительной суммы средств.

В обоих ситуациях собирается пакет документов о страховом случае, проведении экспертизы и оформлении ДТП.

Попадание в аварию без полиса осаго грозит виновнику большими тратами не только на ремонт автомобиля, но и на покрытие расходов потерпевшего. А при отсутствии полиса у человека, соблюдавшего правила, но понесшего ущерб, получение возмещения вполне законно посредством обращения в страховую компанию виновника.

Смотреть больше:

Тест-драйвы, обзоры, рейтинги последних новинок кроссоверов и внедорожников.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aaa8710256d5c571b5de1c6/chto-delat-esli-u-postradavshego-v-dtp-net-osago-5c74db575b728d00afce7400

Дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими лицами

Потерпевшие в дтп

Редкое дорожно-транспортное происшествие обходится без жертв. При этом под пострадавшими понимаются не только лица, получившие серьезные травмы, но и те, кто получил легкие ушибы и царапины.

При подобном ДТП важно заранее знать, какая мера ответственности предусмотрена законодательством, в каких случаях возмещение ущерба ложится на плечи виновника аварии, а в каких подразумевается лишение водительских прав и свободы.

Оформление

Правила дорожного движения четко регламентируют порядок действий при ДТП с пострадавшими. Так, водитель обязан немедленно остановить транспортное средство, оказать помощь потерпевшим, а затем уже вызвать представителей ГИБДД.

Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадали люди, то водитель должен четко следовать инструкции:

  1. Оказать первичную медицинскую помощь пострадавшим самостоятельно. В случае если причиненные травмы носят серьезный характер, вызвать скорую помощь незамедлительно. Если жизни и здоровью пострадавшего угрожает опасность, допускается отправление его на попутных машинах до ближайшего медицинского учреждения.
  2. Вызвать сотрудников ГИБДД.
  3. Зафиксировать расположение транспортных средств после аварии, объекты инфраструктуры, вещи и прочие детали, имеющие отношение к ДТП с пострадавшими. Приветствуется фиксация с помощью видео или фотосъемки.
  4. Если движение другого транспорта невозможно из-за аварии, то после фиксации положения участников аварии необходимо освободить проезжую часть. При этом если имеется обочина для объезда, то трогать транспортные средства, попавшие в дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими лицами, не рекомендуется.
  5. Опросить очевидцев аварии и записать их данные.

Что фиксируют сотрудники ГИБДД при оформлении дорожно-транспортного происшествия?

Сотрудники, прибывшие на место аварии, обязаны составить схему дорожно-транспортного происшествия, под которой подписываются водители автомобилей. Если один из водителей ранен и не в состоянии адекватно воспринимать происходящее, то схема ДТП подписывается им позже. Кроме того в протокол вносятся следующие сведения:

  • данные водителей и транспортных средств (в том числе номера ОСАГО или КАСКО каждого участника);
  • показания участников аварии и свидетелей;
  • перечень повреждений, полученных транспортом;
  • полученные травмы при наличии потерпевших.

Последние вносятся после осмотра пострадавших сотрудниками скорой помощи.

Ответственность в КОАП за ДТП с пострадавшими

Если во время ДТП имеются пострадавшие, то помимо протокола дорожной аварии, заводится еще и административное или уголовное дело. В зависимости от степени причиненного вреда различается несколько видов преступлений:

Первые два вида преступлений рассматриваются в рамках уголовного судопроизводства, причинение вреда здоровью же относится к административному правонарушению. Согласно статье 12.24 Административного Кодекса РФ (КОАП), предусмотрены следующие виды наказаний:

  1. При причинении легкого вреда здоровью при ДТП (кратковременное нарушение состояния здоровья или непродолжительная потеря трудоспособности) — штраф от 2,5-5 тысяч рублей или лишение водительского удостоверения от 1 года до 1,5 лет.
  2. При причинении средней тяжести вреда здоровью при ДТП (не опасное для жизни временное нарушение состояния здоровья или временная потеря трудоспособности) — штраф от 10 до 25 тысяч рублей или лишение водительского удостоверения на срок от 1,5 до 2 лет.

Кто оценивает причиненный здоровью вред?

Ответственными за оценку причиненного ущерба здоровью при ДТП с пострадавшими законодательством назначены представители медицинского учреждения, в которое попадают после аварии граждане.

Например, если человек во время аварии получил перелом руки, то ущерб оценивается как средняя тяжесть. Однако если в результате перелома руки, у человека запускается скрытая болезнь, то медицинскими работниками ущерб оценивается уже, как причинение тяжкого вреда здоровью. Соответственно дело о ДТП может быть переквалифицировано из административного в уголовное.

Ответственность виновного водителя при ДТП с пострадавшими

Ответственный за дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими устанавливается в ходе расследования всех обстоятельств аварии. При этом если виновник свою вину признает, рассмотрение спора существенно ускоряется.

Ответственность виновного может быть как административной, так и уголовной. Например, если в ДТП погиб человек, то законодательство квалифицируется преступление, как уголовное.

В случае если виновник дорожно-транспортного происшествия находился в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, то мера ответственности возрастает.

Кроме уголовного преследования водителя лишают права управления транспортным средством, а так же дополнительно обязывают возместить причиненный пострадавшим ущерб. Как правило, возмещение выражается в оплате медицинских услуг и компенсации периода потери трудоспособности.

В случае, если в аварии погиб человек, то исследуются все обстоятельства дела для квалифицирования вменяемой статьи: убийство по неосторожности или убийство при ДТП.

Действия виновного водителя при дорожно-транспортном происшествии

На официальном сайте ГИБДД есть памятка для водителей о том, как себя вести после дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими. Прежде всего, кто-то из участников аварии должен сохранять спокойствие. Правилами предписано, что виновный в ДТП с пострадавшими устанавливается в ходе расследования.

Однако, водитель, реально по вине которого произошла дорожная авария, обязан оказать помощь всем пострадавшим, сообщить ГИБДД о происшествии, зафиксировать положение всех относящихся к происшествию объектов.

В случае если нет возможности с помощью мобильной связи вызвать сотрудников дорожно-транспортной полиции, попутных машин или свидетелей нет, допускается отправка пострадавших виновником на собственном транспорте в медицинское учреждение.

Перед тем, как покинуть место ДТП, необходимо зафиксировать с помощью фото или видеосъемки место и обстоятельства аварии, а так же выставить аварийный знак на дорожное полотно. Если во время происшествия погиб человек, место аварии покидать нельзя, требуется всеми возможными способами сообщить ГИБДД о случившемся.

Наказание за ДТП с пострадавшими на пешеходном переходе

Пешеходный переход — специально отведенное место на дороге, которым могут пользоваться пешие граждане. Водители не имеют права не пропустить переходящего по “зебре” человека.

Поэтому все дорожно-транспортные происшествия с наездами на пешеходном переходе в априори происходят только по вине водителя, который управляет транспортным средством.

Мера наказания зависит от степени причиненного пешеходу вреда.

Если пешеход получил легкий испуг или ушиб, то водитель вправе урегулировать конфликт на месте, если потерпевший не против.

В случае же если человек, переходящий дорогу по пешеходному переходу, получил легкий или средний ущерб здоровью, водитель обязан оказать первую медицинскую помощь и вызвать представителей ГИБДД. Меру наказания установит суд.

При тяжком вреде здоровью или летальном исходе на виновника ДТП с пострадавшими заводится уголовное дело.

На меру наказания так же влияют обстоятельства аварии. В частности: с какой скоростью двигался транспорт и пешеход, в какой момент человек начал движение по переходу, действия водителя после аварии. Если виновник скрылся с места преступления, то его действия попадают сразу и под действие Уголовного Кодекса РФ — оставление человека в опасности (статья 125 УК РФ).

Наказание при легкой тяжести вреда пострадавшему

Административный кодекс четко устанавливает виды наказания при причинении легкого вреда здоровью — административный штраф или лишение права управления транспортным средством на усмотрение суда.

При этом под последним понимается полное лишение прав, независимо от категории.

Например, если человек имеет право управлять мотоциклом, легковым автомобилем и грузовым, то при наказании в виде лишения водительского удостоверения, теряется право управлять всеми видами транспорта. Срок лишения составляет от 1 года до 1,5.

При наложении административного штрафа учитывается степень причиненного ущерба. Законодательством устанавливается минимальный размер выплаты — 2,5 тысячи рублей.

Меньше этой суммы суд обязать выплатить не может, поэтому виновник ДТП с пострадавшими, установленный в ходе следствия и судебного разбирательства, обязан будет выплатить, как минимум, эту сумму.

Максимальный размер штрафа установлен в виде 5 тысяч рублей.

Наказание при средней тяжести

Минимальный размер административного штрафа при ДТП с пострадавшими, получившими средней тяжести ущерб здоровью, установлен в 10 тысяч рублей.

Поэтому если в ходе следствия и судебного разбирательства, виновник аварии установлен, то, как минимум, ему придется заплатить эту сумму. Максимальный размер штрафа установлен в 25 тысяч рублей. Окончательная сумма определяется в ходе следствия.

Например, на размер административного штрафа влияет степень травм пострадавшего и степень виновности водителя.

В случае если во время аварии пострадали несколько человек, то по каждому из них устанавливается отдельная мера ответственности.

Уже из совокупности всех наказаний судом устанавливается одно, то, которое и понесет виновный.

Например, если один из потерпевших получил при ДТР легкий ущерб здоровью, а другой — средний, то виновнику может быть предписано возместить ущерб в размере совокупной суммы по обеим статьям Административного кодекса РФ.

При причинении средней тяжести ущерба здоровью при ДТП, виновному может быть установлено наказание и в виде лишения прав на управление транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Наказание при средней тяжести вреда пострадавшему, водителем в алкогольном опьянении

Состояние алкогольного опьянения — отягчающее обстоятельство при дорожно-транспортном происшествии. Так, за вождение транспортного средства в состоянии опьянения без происшествий предусмотрено наказание в виде лишения прав на срок от 1,5 до 2 лет, а так же административный штраф в размере 30 тысяч рублей.

Если же ДТП произошло по вине нетрезвого водителя, в результате чего пострадавший получил ущерб здоровью средней тяжести, то виновнику вменяется наказание по двум статьям Административного кодекса: 12.24 и 12.8. В этом случае накладывается штраф в размере 30 тысяч рублей, изымаются права на 1,5-2 года и дополнительно выписывается штраф в размере 10-25 тысяч рублей.

За повторное преступление мера наказания увеличивается.

Наказание за ДТП с пострадавшими тяжелой степени тяжести

Под тяжелой степенью понимается стойкая потеря трудоспособности более чем на одну треть от возможной, причинение серьезного вреда здоровью.

Именно поэтому при дорожно-транспортном происшествии, в результате которого сильно пострадал человек, заводится не административное, а уголовное дело. Мера наказания по статье 264 Уголовного Кодекса предусмотрена в виде лишения свободы сроком до трех лет.

При этом реальное лишение свободы может быть заменено принудительными работами на срок до двух лет. Окончательное решение принимается судом после изучения всех обстоятельств дела.

Дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом

В случае если во время ДТП потерпевший человек погиб, то дело из административного переходит в уголовное. При этом не имеет роли тот факт, когда именно скончался пострадавший — непосредственно во время аварии или после полученных травм в медицинском учреждении.

Смертельный исход при ДТП обычно квалифицируется как убийство по неосторожности, однако регламентируется статьей 264 Уголовного кодекса.

Если виновник не был в состоянии алкогольного опьянения, то мера наказания предусматривается в виде лишения свободы сроком до пяти лет или заменяется на принудительные работы сроком до четырех лет.

При этом человеку запрещается на этот период занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Право на управление транспортным средством тоже утрачивается на период, определяемый судом.

Особенности ДТП с пострадавшими

Обстоятельства аварий могут быть самые разные. Например, водитель может не справиться с управлением транспортного средства из-за плохих погодных условий, что приведет к дорожному происшествию с пострадавшими.

В этом случае вменять ему высшую меру ответственности будет незаконно, поскольку от него мало, что зависит. Именно поэтому при определении степени виновности всегда рассматриваются все обстоятельства аварии, действия участников ДТП.

Если же виновник происшествия нарушает установленные правила дорожного движения, то это так же учитывается при вынесении наказания.

Источник: https://zakon-voditel.ru/oformlenie-dtp/s-postradavshimi

Меня шантажируют после ДТП

Потерпевшие в дтп

Водитель зацепил бампером пешехода на зебре. От небольшого удара человек упал. Участники происшествия стали разбираться. Водитель автомобиля начал вызывать скорую и ДПС. Однако потерпевший встал, сказал, что нога не сильно повреждена, и предложил решить все полюбовно без ДПС. Машина повреждена не была.

Мы поехали в травмпункт. Потерпевший сказал врачу, что подвернул ногу. Сделали осмотр, рентген. Диагноз — вывих сустава и небольшая трещина. Поставили гипс. Врач сказал, что ничего страшного — через 10 дней уже будете бегать. Дали ему больничный.

После этого потерпевший и водитель написали расписку в двух экземплярах. В ней написано: пострадавший претензий не имеет и просит моральную компенсацию в размере 50 000 рублей. В расписке не указано, что произошло. Он получил деньги, в чем и расписался. Все мирно разошлись, все довольны.

Через несколько дней звонит родственник потерпевшего и просит от его лица еще 210 000 рублей. Угрожает судом. Говорит, что денег мало, дали подачку и так далее. Утверждает, что потерпевший не работает из-за травмы, ему за квартиру съемную платить надо. Он — рабочий-нелегал из Челябинска.

Что стоит предпринять? Какого специалиста подключать? Какие есть риски?

Анонимно

Если коротко — с учетом того, как все оформлено по документам, нарушений с вашей стороны формально нет, оснований для взыскания дополнительных денег тоже будет не так просто найти. Но риски все же есть и их нужно иметь в виду.

Сложно рассуждать о виновности или невиновности людей в ДТП, не глядя в документы — например, в те же самые европротоколы или расписку, как в вашем случае.

Разберемся, как нужно было бы поступить по закону, что получилось у вас и какие могут быть последствия.

Это не универсальная инструкция для всех случаев с неоформленными ДТП, отказом от медицинской помощи и решением вопросов с возмещением ущерба на месте. В других ситуациях события могут развиваться и по другому сценарию.

В принципе закон не запрещает участникам ДТП решать вопросы возмещения ущерба без участия ГИБДД и страховой компании. Правила дорожного движения разрешают водителям не сообщать о ДТП в полицию и оставить место ДТП, если оформят его по европротоколу.

Если не выполнить эти требования — ситуацию признают оставлением места ДТП. За такое могут лишить водительских прав на срок от года до полутора лет или поместить под административный арест на срок до 15 суток. Также за оставление места ДТП при наличии пострадавших могут привлечь к уголовной ответственности.

При этом в законе нет оговорок, что при отказе пострадавшего от медицинской помощи можно не вызывать ГИБДД и не оформлять документы.

Даже если упавший человек говорит, что с ним все в порядке, но водитель знает, что было столкновение с его автомобилем, — положено вызывать ГИБДД.

Оставление места ДТП до вызова сотрудников полиции или оформления европротокола — это нарушение, за которое накажут по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Вот несколько дел из судебной практики, когда отказ пешехода от медицинской помощи и вызова ГИБДД не помог водителю избежать ответственности за оставление места ДТП:

  1. Водитель наехал на пешехода, но тот отказался от врачей и вызова ГИБДД. Водитель убедился, что к нему никто не имеет претензий, и уехал, а потом его лишили прав на год.
  2. Девушка на велосипеде упала рядом с машиной. От помощи отказалась, доказательств, что она получила травму именно из-за столкновения с машиной, не было. Велосипедистка и водитель разъехались. Пострадавшая пошла домой, а потом оказалось, что она была в шоке и не заметила травму руки. Водителя лишили прав за оставление места ДТП и не приняли во внимание тот факт, что к нему никто не имел претензий, а связь травмы и столкновения не доказана. Для квалификации нарушения по ч. 2 ст. 12.27 КоАП достаточно того, что водитель уехал.
  3. Произошло ДТП с участием водителя и пешехода. При этом пешеход сказал, что чувствует себя хорошо, помощь ему не нужна, ГИБДД вызывать тоже не стоит. И даже написал расписку, что не имеет к водителю претензий. А потом сам пошел в больницу фиксировать повреждения. Водитель узнал об этом и сразу приехал в ГИБДД, то есть он не прятался. Но все равно остался без прав на год, потому что с места ДТП уезжать нельзя.

Во всех этих историях пострадавшие хоть и позже, но на каком-то этапе заявили о факте ДТП. То есть суд посчитал, что само происшествие было, это доказано.

В истории с наездом на зебре и распиской факт ДТП не зафиксирован, а при осмотре в больнице пострадавший не упомянул о причине травмы.

Но другим водителям стоит иметь в виду чужой опыт, чтобы как минимум не остаться без прав на долгий срок.

Как правило, сотрудники ГИБДД изучают место ДТП, под протокол опрашивают всех участников, свидетелей, изучают показания видеорегистраторов и камер видеонаблюдения, если они есть. И уже после этого делают выводы о наличии вины водителя.

Закон в этом случае защищает интересы всех участников дорожного движения. Если человек сам бросается под колеса проезжающих авто с целью получить компенсацию, и это удастся доказать — потерпевшим его не признают, и на выплаты он может не рассчитывать.

https://www.youtube.com/watch?v=5Q5g18lOK08

Также потерпевшим не признают человека, который получил травму не в результате ДТП, а в другом месте. Нет причинно-следственной связи между столкновением с автомобилем и травмой — нет права требовать компенсацию.

Как экономить, меньше тратить и больше зарабатыватьРассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю

На пешеходном переходе случилось некое происшествие, в результате которого пешеход упал. При этом событие необязательно являлось ДТП: машина могла стоять, у пешехода могла закружиться голова, он мог подвернуть ногу на зебре. И так случилось, что рядом оказался автомобиль с неравнодушным водителем. Автовладелец решил вызвать полицию и скорую помощь, но пешеход отказался.

Причины отказа неизвестны. По закону они не должны волновать водителя, его обязанность в случае ДТП — вызвать ГИБДД, даже если пешеход говорит, что с ним все в порядке. Но в этой истории пешеход согласился на помощь, но как будто не из-за автомобиля, а из-за дискомфорта в ноге.

Он ничего не говорил про ДТП, не обвинял водителя в травме и не сообщил врачам, что произошел контакт с транспортным средством.

Водитель отвез пострадавшего в травмпункт, поскольку полагал, что может требоваться врачебное вмешательство. В травмпункте пострадавший сказал врачу, что подвернул ногу, ничего не упомянув про ДТП и его связь с травмой. Водитель точно не знает, было ли это так на самом деле, но оснований не доверять пешеходу у него не было.

При этом водитель вроде бы не мешал пешеходу сообщать врачам о дополнительных обстоятельствах получения травмы — например, о том, что он столкнулся с бампером автомобиля.

Медработники при поступлении человека с травмой всегда заполняют сигнальный листок, где со слов пострадавшего записывают обстоятельства получения телесных повреждений.

Сам водитель, вероятно, ни медиком, ни автоэкспертом не является. Оценить, в результате чего была получена травма, он не может. Если пострадавший сам утверждает, что подвернул ногу — возможно, так и было. В конце концов, ему виднее.

А если пострадавший водителя виновником своей травмы не считает, на вызове полиции не настаивает, а говорит, что ногу подвернул сам — формально это событие не считается ДТП, потому что автомобиль в нем не участвовал. А если нет ДТП, то нет и оснований для выполнения требований, предусмотренных пунктами 2.6 и 2.6.1 ПДД.

Пострадавший попросил моральную компенсацию, которую на месте и получил. Но о том, что это компенсация за травму, полученную в ДТП, он нигде не упоминает.

Все это не означает, что водителю вообще ничего не грозит. При оставлении места ДТП суд должен установить вину и умысел водителя. Для доказательства могут принять любые обстоятельства и факты, в том числе показания свидетелей.

Теоретически человек, который подвернул ногу на пешеходном переходе, может получить дополнительную компенсацию. Если кто-то причинил вред, он должен его возместить. Но потребовать их и получить выплату — это не одно и то же.

Возмещать материальный и моральный вред нужно в том случае, если есть вина. Иногда моральный вред возмещают даже при отсутствии вины, но все равно нужна причинно-следственная связь между управлением автомобилем и вредом пешеходу.

Если бы документы были оформлены правильно, как при ДТП, пешеход мог бы получить компенсацию от страховой компании. А для водителя повысился бы коэффициент при оплате полиса ОСАГО. Моральный вред, утраченный заработок и наем жилья страховая возмещать не будет. Эти суммы водитель должен платить из своего кармана.

Если пешеход решит пойти в суд, придется сослаться на расписку, по которой он уже получил 50 тысяч рублей в счет компенсации.

При таких травмах компенсация через суд может оказаться даже меньше и водителю больше ничего не придется платить.

Но такой гарантии нет, поэтому на всякий случай стоит учитывать даже самый неблагоприятный сценарий: что пешеход докажет факт ДТП и наличие связи со своими травмами, суд установит вину водителя и насчитает большую сумму компенсации.

Мы уже рассказывали о таких случаях в статьях «Продала подержанную машину, а теперь покупатель требует деньги на ремонт» и «Купили квартиру, а продавец передумал и требует доплаты».

С точки зрения закона такие действия можно квалифицировать как вымогательство. Определения шантажа в уголовном кодексе нет. Это не отдельное преступление, а способ совершить какое-то нарушение.

В тех статьях, где он упоминается, имеется в виду вид принуждения к каким-то действиям, но именно под угрозой — например, распространения каких-то сведений или разглашения тайны.

Когда речь идет о возмещении вреда при ДТП, это не совсем такой случай: если потерпевший требует что-то для защиты своих прав и угрожает судом, это не шантаж и даже не вымогательство.

Вот что можно посоветовать в этой ситуации.

Общаться только письменно. Предложите пострадавшему и его представителям составить письменную претензию, а в ответ на угрозы судом стоит ответить, что это будет самое правильное решение.

Пусть пешеход отправит претензию и водителю, и в страховую компанию. На самом деле никакого смысла обращаться по полису ОСАГО уже нет, но отказ страхователя в выплате поможет пешеходу убедиться в том, что у него почти нет шансов на компенсацию, потому что случай не оформлен как ДТП.

В письменных ответах стоит ссылаться на законы. Возможно, для этого лучше подключить юриста или адвоката. Уверенность в своей правоте и юридическая грамотность отпугнут мошенников, которые рассчитывают на легкую наживу.

Выбрать тактику защиты и подготовиться к суду. Не видя обоснований доводов пострадавшего, говорить о судебных перспективах сложно. Но обычно до судов такие истории доходят редко.

Если дело все же дойдет до судебного разбирательства — нужно будет смотреть, какие требования будут в иске, какие доводы будут приводиться и как будут обосновываться заявленные требования. Это станет понятно из письменных претензий пешехода.

На всякий случай стоит проконсультироваться с автоюристом с опытом в таких делах. Это поможет сориентироваться и учесть судебную практику в вашем регионе.

Подключать каких-либо специалистов для конкретных действий на этапе звонков и угроз преждевременно. Не всегда такие слова перерастают в реальные иски и требования.

Запомните:

  1. Для пострадавшего в ДТП самый надежный способ получения компенсации — оформить все по закону. То есть ждать ГИБДД, сообщить врачу о причинах травмы, требовать компенсацию от страховой компании и собирать доказательства ущерба для суда. Договоренность с водителем на месте может привести к тому, что даже сам факт ДТП будет сложно доказать. Хотя многое зависит от формулировок в расписке, но в этой истории они не в пользу пешехода.
  2. Для водителя оформление всех дорожно-транспортных происшествий без участия ГИБДД не всегда выгодно. Если задеть пешехода на зебре и причинить ему легкий вред, скорее всего это будет грозить штрафом. Чтобы уменьшить риски, нужно сделать все по правилам и найти максимум смягчающих обстоятельств. Еще повысится коэффициент при покупке полиса ОСАГО. Но если отдать деньги без вызова ГИБДД и уехать, вероятность потерять права будет гораздо выше, а потом придется решать вопросы с вымогательством и угрозами.
  3. Не торопитесь платить сразу в подобных случаях. Конкретно в этой ситуации уже поздно привлекать страховую компанию, но вообще вред здоровью могла бы оплатить она. Если дело дошло до требований дополнительных выплат и есть риск, что водителю все же придется отвечать, предложите пострадавшему взыскать предполагаемый ущерб через суд. Скорее всего административной ответственности здесь уже не будет, а размер компенсации может оказаться меньше, чем требует пешеход. Если он вообще сможет ее получить.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/kompensatsia-dtp/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.